Определение объекта, предмета, цели и задач исследования
Объект исследования – то, на что направлено исследование.
Предмет И. – те св-ва и стороны объекта И., к-ые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
Исходя из общей проблемы объекта и предмета, ставится цель (т.е. результат исследования). Результат может быть теоретико-познавательный или практически-прикладной. Затем формулируются задачи исследования, к-ые должны быть поэтапно решены для того, чтобы цель исследования была реализована.
Формулирование задач – это процесс, задачи могут корректироваться. Структуру основных задач диктует цель. Иногда основные задачи требуют уточнения в виде ряда дополнит. задач. Задачи могут уточняться, могут возникать новые задачи. Цель и задачи придают работе некую структуру, что повышает эффективность работы.
Формулировка гипотез исследования
Обычно предмет исследования содержит в себе центр. исследоват. вопрос. Гипотеза – научное предположение, выдвигающееся на основе, к-либо фактов, процессов, к-ые надо подтвердить. Гипотеза носит вероятностный хар-р. Исходные посылки, на основе к-ых создаются гипотезы, черпаются на грани наблюдений. Гипотеза должна быть сформулирована конкретно и однозначно. Гипотезы способствуют оперативности исследования. Однако важно, чтобы гипотезы не предопределяли итоговые результаты. 1ая гипотеза, с к-ой начинается исследовательский поиск, наз-ся рабочей. В ходе работы она может изменяется. Различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если они опровергаются данными. Хорошие И. опираются на серию гипотез. Гипотезы бывают основными и дополнительными. Выделяют описательные и объяснительные гипотезы, в зависимости от сод-ния предположений. Описательные Г. – предположения о существенных св-вах объекта, характере связей. Объяснительные Г. – предположения о причинно-следственных зависимостях.
Гипотеза, подлежащая проверке, должна соответствовать конкретным требованиям:
1) она не должна содержать понятий, к-ые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.
2) она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.
3) она должна быть просто сформулирована.
4) она должна быть потенциально преложима к более широкому кругу явлений, чем та область, к-ая непосредственно наблюдается в исследовании (должна носит частный хар-р).
5) она должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования.
6) в формулировке гипотезы должна быть ожидаемая цепь событий и не должно быть неясных терминов.
7) она не должна быть тревиальной и не должна сводиться к суждениям здравого смысла.
Основные этапы исследования
1. Подготовка исследования. Может частично накладываться на др. этапы. Происходит «работа с заказчиком» (заказчиком может быть сам исследователь, научный фонд (гранты), коммерческая/некоммерческая организация, выдвигающая свои требования). Определяется объект, предмет, цели, задачи и методы. Согласовываются сроки и размеры вознаграждения. Составляется и подписывается договор (необязательно). Разрабатывается инструментарий. Может быть составлена выборка. Подбираются потенциальные исполнители (аналитика, интервьюеры). Готовится технич. документация и материально-техническая база, если это необходимо.
2. Сбор первичной исследовательской информации.
3. Контроль качества сбора первичной информации.
4. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Прежде, чем обрабатывать инф-цию, ее нужно подготовить. Методы обработки: кодировка.
5. Анализ обработанной информации и интерпретация результатов.
6. Оформление результатов исследования и их презентация. Оформляются в виде текстов, презентации, статей, брошюр, монографий, газетной публикации. Если был заказчик – подготовить отчет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.