(1.6)
Переходя в уравнениях (1.4) и (1.5) от напряжений и к усилиям и , получаем
(1.7)
(1.8)
1.5. Разрешающая система уравнений
для диска с центральным отверстием
Уравнения (1.1) - (1.3), (1.7), (1.8) позволяют получить полное решение задачи о расчете напряженно-деформированного состояния диска. Примем в качестве основных неизвестных радиальное перемещение и радиальное усилие и преобразуем эти уравнения, исключив из них величины , , .
Из уравнений (1.7) и (1.8) следует, что
(1.9)
(1.10)
Подставляя соотношение (1.10) в уравнение (1.1), получаем
(1.11)
Заменяя в уравнениях (1.9) и (1.11) и их выражениями (1.2) и (1.3), получаем систему линейных дифференциальных уравнений первого порядка относительно и :
(1.12)
В общем случае систему (1.12) интегрируем численным методом с применением ЭВМ. Постоянные интегрирования определяем из граничных условий на внутреннем и наружном контурах диска.
Через величины и , определяемые из системы (1.12), можно выразить остальные параметры, характеризующие напряженно-деформированное состояние диска:
(1.13)
1.6. Граничные условия
В случае, когда величина контактного усилия на внутреннем контуре диска задана, граничное условие можно записать в следующей форме:
(1.14)
где , - радиальное усилие и толщина диска на внутреннем контуре.
При установке диска на вал с натягом величина контактного давления зависит от величины натяга , угловой скорости вращения , неравномерного нагрева диска и заранее неизвестна. Запишем уравнение совместности перемещений контактных поверхностей диска и вала:
(1.15)
где и радиальные перемещения точек поверхностей контакта диска и вала соответственно. Эти перемещения считаются положительными, если они направлены от центра.
Радиальные перемещения точек поверхности вала определяются выражением
(1.16)
где - перемещения точек поверхности вала за счет контактного давления;
- температурная деформация вала; - коэффициент линейного расширения материала вала; - температура нагрева вала; - начальная температура вала (обычно ).
Перемещения точек посадочной поверхности вала за счет контактного давления можно найти по формуле
(1.17)
где , - модуль упругости и коэффициент Пуассона материала вала; - коэффициент, зависящий от отношения длины посадочной поверхности к диаметру вала; численное значение можно определить по формулам
при ;
при .
(1.18)
Подставляя выражения (1.16) и (1.17) в уравнение (1.15) и принимая во внимание, что контактное давление связано с радиальным усилием на внутреннем контуре диска соотношением (1.14), получаем
;
(1.19)
где
(1.20)
Соотношение (1.19) служит граничным условием в случае посадки диска на вал с натягом.
Если контактное давление между валом и внутренней поверхностью диска отсутствует (например, образуется зазор), граничное условие на внутреннем контуре диска принимает вид:
(1.21)
В общем случае граничное условие на внутреннем контуре диска можно записать в форме
,
(1.22)
где , , заданные коэффициенты.
Граничное условие (1.14) можно получать из общего выражения (1.22) при , , . В случае посадки диска на вал с натягом , , . Граничное условие (1.21) получим из выражения (1.22) при , . Граничное условие на наружном контуре диска :
,
(1.23)
где и - радиальное усилие и толщина диска при , - интенсивность инерционной радиальной нагрузки, распределенной по наружной поверхности диска.
Совокупность уравнений (1.12), (1.13) и граничных условий (1.22), (1.23) является математической моделью напряженно-деформированного состояния вращающегося неравномерно нагретого диска с центральным отверстием.
1.7. Сплошной диск
Уравнения (1.12) остаются справедливыми и для сплошного диска (без центрального отверстия) кроме точки . Найдем производные в центре диска, полагая, что они непрерывны в этой точке.
Разложим функцию в ряд по степеням в окрестности точки :
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.