(1.6)
Переходя в уравнениях (1.4) и (1.5) от напряжений и
к усилиям
и
, получаем
(1.7)
(1.8)
1.5. Разрешающая система уравнений
для диска с центральным отверстием
Уравнения (1.1) - (1.3), (1.7), (1.8) позволяют получить полное
решение задачи о расчете напряженно-деформированного состояния диска. Примем в
качестве основных неизвестных радиальное перемещение и
радиальное усилие
и преобразуем эти уравнения,
исключив из них величины
,
,
.
Из уравнений (1.7) и (1.8) следует, что
(1.9)
(1.10)
Подставляя соотношение (1.10) в уравнение (1.1), получаем
(1.11)
Заменяя в уравнениях (1.9) и (1.11) и
их выражениями (1.2) и (1.3), получаем систему
линейных дифференциальных уравнений первого порядка относительно
и
:
(1.12)
В общем случае систему (1.12) интегрируем численным методом с применением ЭВМ. Постоянные интегрирования определяем из граничных условий на внутреннем и наружном контурах диска.
Через величины и
, определяемые из системы (1.12), можно
выразить остальные параметры, характеризующие напряженно-деформированное состояние
диска:
(1.13)
1.6. Граничные условия
В случае, когда величина контактного усилия на внутреннем контуре диска задана,
граничное условие можно записать в следующей форме:
(1.14)
где ,
-
радиальное усилие и толщина диска на внутреннем контуре.
При установке диска на вал с натягом величина контактного давления
зависит от величины натяга , угловой скорости
вращения
, неравномерного нагрева диска и заранее
неизвестна. Запишем уравнение совместности перемещений контактных поверхностей
диска и вала:
(1.15)
где и
радиальные
перемещения точек поверхностей контакта диска и вала соответственно. Эти
перемещения считаются положительными, если они направлены от центра.
Радиальные перемещения точек поверхности вала определяются выражением
(1.16)
где - перемещения точек поверхности вала за
счет контактного давления;
- температурная деформация
вала;
- коэффициент линейного
расширения материала вала;
- температура нагрева вала;
- начальная температура вала (обычно
).
Перемещения точек посадочной поверхности вала за счет контактного
давления можно найти по формуле
(1.17)
где ,
-
модуль упругости и коэффициент Пуассона материала вала;
-
коэффициент, зависящий от отношения длины посадочной поверхности к диаметру
вала; численное значение
можно определить
по формулам
![]() |
при
;
при
.
(1.18)
Подставляя выражения (1.16) и (1.17) в уравнение (1.15) и принимая
во внимание, что контактное давление связано с радиальным
усилием
на внутреннем контуре диска соотношением
(1.14), получаем
;
(1.19)
где
(1.20)
Соотношение (1.19) служит граничным условием в случае посадки диска на вал с натягом.
Если контактное давление между валом и внутренней поверхностью диска отсутствует (например, образуется зазор), граничное условие на внутреннем контуре диска принимает вид:
(1.21)
В общем случае граничное условие на внутреннем контуре диска можно записать в форме
,
(1.22)
где ,
,
заданные коэффициенты.
Граничное условие (1.14) можно получать из общего выражения (1.22)
при ,
,
. В случае посадки диска на вал с
натягом
,
,
. Граничное условие (1.21) получим из выражения (1.22) при
,
. Граничное условие на
наружном контуре диска
:
,
(1.23)
где и
-
радиальное усилие и толщина диска при
,
- интенсивность инерционной радиальной
нагрузки, распределенной по наружной поверхности диска.
Совокупность уравнений (1.12), (1.13) и граничных условий (1.22), (1.23) является математической моделью напряженно-деформированного состояния вращающегося неравномерно нагретого диска с центральным отверстием.
1.7. Сплошной диск
Уравнения (1.12) остаются справедливыми и для сплошного диска (без
центрального отверстия) кроме точки . Найдем производные
в
центре диска, полагая, что они непрерывны в этой точке.
Разложим функцию в ряд по
степеням
в окрестности точки
:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.