Возникает необходимость в разработке новых математических моделей, численных методов и алгоритмов решения инженерных задач, наиболее полно отражающих реальные условия работы элементов конструкций, учитывающих возможности современных ЭВМ и позволяющих достичь новых рубежей точности, универсальности, степени полноты и надежности получаемых результатов. Актуальной становится задача машинной реализации этих методов и алгоритмов в виде программ автоматизированного расчета конструкций на ЭВМ. Вычислительная машина становится средством изучения явлений, и возникает новый метод исследования - машинный анализ.
Применение методов машинного анализа и ЭВМ дает наибольший эффект, когда от автоматизации решения отдельных инженерных задач переходят к комплексной автоматизации процесса проектирования на основе создания и использования систем автоматизированного проектирования (САПР). Применение таких систем позволяет существенно повысить технический уровень и качество проектных решений, сократить сроки разработки и освоения новых машин.
Основное преимущество и высокая эффективность САПР обусловлены, прежде всего, тем, что с их помощью становится возможным оптимальное проектирование машин, т.е. поиск наилучшего в определенном смысле варианта проектного решения среди множества возможных. Именно за счет оптимизации конструкций путем синтеза и анализа математических моделей может быть получен наибольший эффект при разработке и внедрении новой техники.
Создание САПР является исключительно сложной, трудоемкой и многогранной задачей и заключается, прежде всего, в разработке специального программного обеспечения, которое имеет модульную структуру и включает в себя комплексы пакетов прикладных программ целевого назначения. От уровня специального программного обеспечения определяющим образом зависят возможности САПР при решении проектных задач. В связи с этим разработка численных методов расчета и оптимального проектирования на основе математических моделей высокого уровня и их машинная реализация в виде программ блочно-модульной структуры приобретает еще большее значение.
В данном курсе лекций рассматривается задача о расчете на прочность вращающихся неравномерно нагретых дисков машин, строится математическая модель их напряженно-деформированного состояния, излагается численный метод решения задачи, строится машинный алгоритм расчета. Поясняется структура и функционирование программы автоматизированного расчета дисков на ЭВМ ЕС и составляющих ее модулей. Приводятся примеры численного расчета конструкций. Рассматривается задача оптимального проектирования дисков.
1. ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ
ВРАЩАЮЩИХСЯ НЕРАВНОМЕРНО НАГРЕТЫХ ДИСКОВ
1.1. Постановка задачи
Рассмотрим диск переменной толщины с
центральным отверстием, симметричный относительно срединной плоскости.
Материал диска изотропный, упругий. Диск нагрет до температуры
, переменной по радиусу и постоянной по
толщине, и вращается с угловой скоростью
. Закон
изменения температуры
и зависимость модуля упругости
, коэффициента Пуассона
и коэффициента линейного расширения a материала диска от температуры предполагаем известными.
Располагая этими данными, можно получить законы изменения величин
,
и
по радиусу диска:
,
,
.
Расчетная схема диска, представлена на рис.1.1.
Рис.1.1. Расчетная схема диска
При вращении диска возникают массовые силы инерции, распределенные
по его объему и направленные по радиусу от центра. Интенсивность этих сил является функцией радиуса и равна произведению плотности
материала диска
на величину центростремительного ускорения
, т.е.
.
Воздействие на диск присоединенных к нему по наружной поверхности
лопаток и узлов ихкрепления может
быть представлено инерционной радиальной нагрузкой. Ввиду того, что обычно
число лопаток велико, будем считать эту нагрузку равномерно распределенной
по наружной поверхности. Обозначим интенсивность этой нагрузки через
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.