Возникает необходимость в разработке новых математических моделей, численных методов и алгоритмов решения инженерных задач, наиболее полно отражающих реальные условия работы элементов конструкций, учитывающих возможности современных ЭВМ и позволяющих достичь новых рубежей точности, универсальности, степени полноты и надежности получаемых результатов. Актуальной становится задача машинной реализации этих методов и алгоритмов в виде программ автоматизированного расчета конструкций на ЭВМ. Вычислительная машина становится средством изучения явлений, и возникает новый метод исследования - машинный анализ.
Применение методов машинного анализа и ЭВМ дает наибольший эффект, когда от автоматизации решения отдельных инженерных задач переходят к комплексной автоматизации процесса проектирования на основе создания и использования систем автоматизированного проектирования (САПР). Применение таких систем позволяет существенно повысить технический уровень и качество проектных решений, сократить сроки разработки и освоения новых машин.
Основное преимущество и высокая эффективность САПР обусловлены, прежде всего, тем, что с их помощью становится возможным оптимальное проектирование машин, т.е. поиск наилучшего в определенном смысле варианта проектного решения среди множества возможных. Именно за счет оптимизации конструкций путем синтеза и анализа математических моделей может быть получен наибольший эффект при разработке и внедрении новой техники.
Создание САПР является исключительно сложной, трудоемкой и многогранной задачей и заключается, прежде всего, в разработке специального программного обеспечения, которое имеет модульную структуру и включает в себя комплексы пакетов прикладных программ целевого назначения. От уровня специального программного обеспечения определяющим образом зависят возможности САПР при решении проектных задач. В связи с этим разработка численных методов расчета и оптимального проектирования на основе математических моделей высокого уровня и их машинная реализация в виде программ блочно-модульной структуры приобретает еще большее значение.
В данном курсе лекций рассматривается задача о расчете на прочность вращающихся неравномерно нагретых дисков машин, строится математическая модель их напряженно-деформированного состояния, излагается численный метод решения задачи, строится машинный алгоритм расчета. Поясняется структура и функционирование программы автоматизированного расчета дисков на ЭВМ ЕС и составляющих ее модулей. Приводятся примеры численного расчета конструкций. Рассматривается задача оптимального проектирования дисков.
1. ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ
ВРАЩАЮЩИХСЯ НЕРАВНОМЕРНО НАГРЕТЫХ ДИСКОВ
1.1. Постановка задачи
Рассмотрим диск переменной толщины с центральным отверстием, симметричный относительно срединной плоскости. Материал диска изотропный, упругий. Диск нагрет до температуры , переменной по радиусу и постоянной по толщине, и вращается с угловой скоростью . Закон изменения температуры и зависимость модуля упругости , коэффициента Пуассона и коэффициента линейного расширения a материала диска от температуры предполагаем известными. Располагая этими данными, можно получить законы изменения величин , и по радиусу диска: , , .
Расчетная схема диска, представлена на рис.1.1.
Рис.1.1. Расчетная схема диска
При вращении диска возникают массовые силы инерции, распределенные по его объему и направленные по радиусу от центра. Интенсивность этих сил является функцией радиуса и равна произведению плотности материала диска на величину центростремительного ускорения , т.е. .
Воздействие на диск присоединенных к нему по наружной поверхности лопаток и узлов ихкрепления может быть представлено инерционной радиальной нагрузкой. Ввиду того, что обычно число лопаток велико, будем считать эту нагрузку равномерно распределенной по наружной поверхности. Обозначим интенсивность этой нагрузки через .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.