Ремонт и усиление искусственных сооружений. Тоннели (Последние разделы учебного пособия), страница 9

ристики материалов тоннельной обделки. Расчеты возможно не производить, если практикой применения и опытной проверкой железобетонных конструкций установлено, что раскрытие в них трещин не превышает предельно допустимых значений и жест­кость конструкций в стадии эксплуатации достаточна. Статические расчеты тоннельных обделок производят на заданную нагрузку с учетом как горного давления, так и отпора окружающего грунто­вого массива, кроме обделок, сооружаемых в слабых водонасы-щенных неустойчивых грунтах, например, плывунных, илистых и т. п. В этом случае обделку рассчитывают без учета отпора.

Деформационные характеристики грунтового массива — модуль деформации, коэффициент упругого отпора, коэффициент попереч­ной деформации — определяют по данным инженерно-геологиче­ских изысканий, натурных и лабораторных исследований, а также данных, полученных при строительстве тоннелей в аналогичных инженерно-геологических условиях.

Расчеты бетонных и железобетонных обделок производят в соответствии с главой 3 СНиП 2.05.03-84 по проектированию бе­тонных и железобетонных мостовых конструкций.

При проектировании железнодорожных тоннелей с их протя­женностью свыше 300 м должны быть устроены в боковых стенах камеры и ниши, в автодорожных тоннелях — камеры. Ниши в же­лезнодорожных тоннелях располагают в шахматном порядке через 60 м с каждой стороны. Размер ниши 2x2x1 м. Камеры в тонне­лях располагают в шахматном порядке в обеих стенах через 300 м. Размер камер 4X2, 8x2,5 м. По концам тоннеля устраи­вают порталы из монолитного бетона или железобетона.

Водоотводные устройства и гидроизоляция, устраиваемые в тоннелях, должны защищать от проникновения в них поверхностных и подземных вод путем: водоотвода, уплотне­ния окружающего тоннель грунтового массива цементацией, гли­низацией, силикатизацией или другими методами, устройства на­ружной или внутренней гибкой гидроизоляции обделки.

Тип и конструкция водоотводных устройств и гидроизоляции разрабатываются с учетом материала и конструкции обделки, дан­ных инженерно-геологических, гидрогеологических и климатиче­ских условий заложения тоннеля, количества притока воды, напо­ра и степени агрессивных грунтовых вод.

Отвод поверхностных вод предусматривают устройством на­горных канав и лотков, водонепроницаемой облицовки ложа водо­токов, расположенных над тоннелем, планировки поверхности над тоннельной зоной, засыпкой ям, шурфов, скважин и т. п. Отвод по тоннелю к порталам дренируемых подземных вод и вод от про­мывки тоннеля, сброс их в пониженные места рельефа осуществ­ляют самотеком по закрытым лоткам или трубам.

426


Расположение водоотводных лотков и труб устраивают по краям проезжей части или под ней. Сооружение тоннелей без во­доотводных устройств не допускается.

21.2. Обделкитоннелейдляметрополитенов

Основные положения проектирования тоннелей метрополитена, изложенные выше, сохраняются.

Тоннели метрополитенов выполняют с бетонной, железобетон­ной и чугунной обделками. По своему поперечному профилю они бывают, как правило, кругового очертания, особенно для тоннелей закрытого глубокого заложения, и прямоугольного для тоннелей мелкого или полузакрытого типа. Большое разнообразие условий для устройства перегонных и станционных тоннелей метрополите­нов привело к соответствующим конструктивным различным фор­мам и решениям. Основными сооружениями на перегонах являют­ся тоннели для главных путей, соединяющие станции и предназна­ченные для движения поездов с пассажирами. При закрытых способах производства работ для каждого главного пути соору­жается однопутный тоннель. При открытых способах строят одно­путные и двухпутные тоннели. Применительно к двум формам по­перечного сечения перегонных тоннелей установлены два типа габаритов приближения строений.

Габарит кругового очертания (рис. 21.4, а) предназначен для однопутных тоннелей на прямых и кривых участках любого радиу­са. Выступ / для устройства служебной дорожки принят мини­мальных размеров. Габарит прямоугольного очертания с верти­кальными стенами (рис. 21.4, б) применяется как для однопутных,





ля входят нормальные тюбинги (рис. 21.6): два смежных и клю­чевой со скошенными клинооб­разно продольными гранями. Чис­ло нормальных тюбингов и шири­на кольца зависят от диаметра обделки. При обделке перегонно­го тоннеля диаметром 5,5 м де­вять нормальных тюбингов и ши­рина кольца 1 м, в станционных обделках диаметром 8,8 м 16 нор­мальных тюбингов и ширина кольца 0,75 м.

Для усиления кольцевых бор­тов, воспринимающих усилия щи­товых домкратов, устраивают продольные диафрагмы. Во внут­реннем  ребре делают отверстие

для строповочных приспособлений, в оболочке — отверстие с резь­бой для ввертывания наконечника при нагнетании цементного ра­створа за обделку. Сопрягаемые плоскости тюбингов подвергаются на заводе-изготовителе обработке простругиванием. Это необходи­мо для обеспечения требуемой точности сборки колец обделки, со­пряжения их между собой. Диаметр болтов для соединения тю­бингов в зависимости от типа обделки применяют от 20 до 45 мм.

При открытых способах работ обычно применяют железобе­тонные монолитные или сборные. Для метрополитенов и пешеход­ных тоннелей получили распространение обделки прямоугольной формы (рис. 21.7, а, б), собираемые из крупноразмерных элемен­тов: стен 3, 4, перекрытия / и лотка 2, 5, 6. Такие обделки обычно бывают однопролетные или двухпролётные (рис. 21.7).

Станции метрополитенов отличаются большим разно­образием конструктивно-технологических и архитектурно-планиро­вочных решений в зависимости от их расположения на сети линий метрополитена, пропускаемых пассажиропотоков, глубины зало­жения и инженерно-геологических условий.

В зависимости от расчетного пассажиропотока станции быва­ют двух-, трех- и четырехпутные. В Москве, например, четырехпут-ная станция устроена на площа­ди Ногина.

Подземные станции в зависи­мости от глубины заложения ин­женерно-геологических условий и числа путей могут быть одно-,