ристики материалов тоннельной обделки. Расчеты возможно не производить, если практикой применения и опытной проверкой железобетонных конструкций установлено, что раскрытие в них трещин не превышает предельно допустимых значений и жесткость конструкций в стадии эксплуатации достаточна. Статические расчеты тоннельных обделок производят на заданную нагрузку с учетом как горного давления, так и отпора окружающего грунтового массива, кроме обделок, сооружаемых в слабых водонасы-щенных неустойчивых грунтах, например, плывунных, илистых и т. п. В этом случае обделку рассчитывают без учета отпора.
Деформационные характеристики грунтового массива — модуль деформации, коэффициент упругого отпора, коэффициент поперечной деформации — определяют по данным инженерно-геологических изысканий, натурных и лабораторных исследований, а также данных, полученных при строительстве тоннелей в аналогичных инженерно-геологических условиях.
Расчеты бетонных и железобетонных обделок производят в соответствии с главой 3 СНиП 2.05.03-84 по проектированию бетонных и железобетонных мостовых конструкций.
При проектировании железнодорожных тоннелей с их протяженностью свыше 300 м должны быть устроены в боковых стенах камеры и ниши, в автодорожных тоннелях — камеры. Ниши в железнодорожных тоннелях располагают в шахматном порядке через 60 м с каждой стороны. Размер ниши 2x2x1 м. Камеры в тоннелях располагают в шахматном порядке в обеих стенах через 300 м. Размер камер 4X2, 8x2,5 м. По концам тоннеля устраивают порталы из монолитного бетона или железобетона.
Водоотводные устройства и гидроизоляция, устраиваемые в тоннелях, должны защищать от проникновения в них поверхностных и подземных вод путем: водоотвода, уплотнения окружающего тоннель грунтового массива цементацией, глинизацией, силикатизацией или другими методами, устройства наружной или внутренней гибкой гидроизоляции обделки.
Тип и конструкция водоотводных устройств и гидроизоляции разрабатываются с учетом материала и конструкции обделки, данных инженерно-геологических, гидрогеологических и климатических условий заложения тоннеля, количества притока воды, напора и степени агрессивных грунтовых вод.
Отвод поверхностных вод предусматривают устройством нагорных канав и лотков, водонепроницаемой облицовки ложа водотоков, расположенных над тоннелем, планировки поверхности над тоннельной зоной, засыпкой ям, шурфов, скважин и т. п. Отвод по тоннелю к порталам дренируемых подземных вод и вод от промывки тоннеля, сброс их в пониженные места рельефа осуществляют самотеком по закрытым лоткам или трубам.
426
Расположение водоотводных лотков и труб устраивают по краям проезжей части или под ней. Сооружение тоннелей без водоотводных устройств не допускается.
21.2. Обделкитоннелейдляметрополитенов
Основные положения проектирования тоннелей метрополитена, изложенные выше, сохраняются.
Тоннели метрополитенов выполняют с бетонной, железобетонной и чугунной обделками. По своему поперечному профилю они бывают, как правило, кругового очертания, особенно для тоннелей закрытого глубокого заложения, и прямоугольного для тоннелей мелкого или полузакрытого типа. Большое разнообразие условий для устройства перегонных и станционных тоннелей метрополитенов привело к соответствующим конструктивным различным формам и решениям. Основными сооружениями на перегонах являются тоннели для главных путей, соединяющие станции и предназначенные для движения поездов с пассажирами. При закрытых способах производства работ для каждого главного пути сооружается однопутный тоннель. При открытых способах строят однопутные и двухпутные тоннели. Применительно к двум формам поперечного сечения перегонных тоннелей установлены два типа габаритов приближения строений.
Габарит кругового очертания (рис. 21.4, а) предназначен для однопутных тоннелей на прямых и кривых участках любого радиуса. Выступ / для устройства служебной дорожки принят минимальных размеров. Габарит прямоугольного очертания с вертикальными стенами (рис. 21.4, б) применяется как для однопутных,
ля входят нормальные тюбинги (рис. 21.6): два смежных и ключевой со скошенными клинообразно продольными гранями. Число нормальных тюбингов и ширина кольца зависят от диаметра обделки. При обделке перегонного тоннеля диаметром 5,5 м девять нормальных тюбингов и ширина кольца 1 м, в станционных обделках диаметром 8,8 м 16 нормальных тюбингов и ширина кольца 0,75 м.
Для усиления кольцевых бортов, воспринимающих усилия щитовых домкратов, устраивают продольные диафрагмы. Во внутреннем ребре делают отверстие
для строповочных приспособлений, в оболочке — отверстие с резьбой для ввертывания наконечника при нагнетании цементного раствора за обделку. Сопрягаемые плоскости тюбингов подвергаются на заводе-изготовителе обработке простругиванием. Это необходимо для обеспечения требуемой точности сборки колец обделки, сопряжения их между собой. Диаметр болтов для соединения тюбингов в зависимости от типа обделки применяют от 20 до 45 мм.
При открытых способах работ обычно применяют железобетонные монолитные или сборные. Для метрополитенов и пешеходных тоннелей получили распространение обделки прямоугольной формы (рис. 21.7, а, б), собираемые из крупноразмерных элементов: стен 3, 4, перекрытия / и лотка 2, 5, 6. Такие обделки обычно бывают однопролетные или двухпролётные (рис. 21.7).
Станции метрополитенов отличаются большим разнообразием конструктивно-технологических и архитектурно-планировочных решений в зависимости от их расположения на сети линий метрополитена, пропускаемых пассажиропотоков, глубины заложения и инженерно-геологических условий.
В зависимости от расчетного пассажиропотока станции бывают двух-, трех- и четырехпутные. В Москве, например, четырехпут-ная станция устроена на площади Ногина.
Подземные станции в зависимости от глубины заложения инженерно-геологических условий и числа путей могут быть одно-,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.