Ремонт и усиление искусственных сооружений. Тоннели (Последние разделы учебного пособия), страница 2


монт, отколы защитного слоя небольшой длины) требуют спе­циального усиления конструкции. В железобетонных пролетных строениях, длительное время находившихся в эксплуатации, уси­ление бывает необходимо при понижении их несущей способности из-за значительного возрастания нагрузок и возникающих в связи с этим серьезных дефектов.

Наиболее распространенный способ усиления — увеличение по­перечного сечения конструкций путем обнажения крайних рядов стержневой арматуры примерно наполовину их диаметра, крепле­ния к ним новых стержней или арматурных каркасов, располо­женных параллельно старой арматуре, с помощью дополнитель­ных хомутов или арматурных коротышей и последующего бетонирования (рис. 19.9). В случае необходимости по наружным боковым поверхностям балки можно устанавливать отогнутые стержни. Хомуты новой арматуры приваривают к обнаженной и зачищенной старой. Защитный слой восстанавливают торкретиро­ванием или бетонированием в опалубке. Полезно перед укладкой бетонной смеси покрыть поверхность старого бетона жидким кле­ем из эпоксидной смолы, что значительно увеличит сцепление с новым слоем.

19.4. Ремонт металлических пролетных строений

Распространенный вид ремонта — замена большого количества дефектных заклепок, расположенных сосредоточенно в узлах ферм, в местах прикрепления продольных балок к поперечинам, поперечных балок к фермам. Если при этом предполагают увели­чить диаметр заклепок, то такой вид работ относят к усилению пролетных строений. Одновременно разрешается удалять не боль­ше 10% общего числа заклепок в соединении. Для предупрежде­ния расшатывания и ослабления соседних заклепок удалять го­ловки надо спиливая их газовой резьбой или высверлива­нием. Стержни   заменяемых   заклепок,   как   правило,   выбива-

406



ют, реже высверливают. При замене заклепок целесообраз­но ставить высокопрочные бол­ты. Однако нужно учитывать, что в верхних поясах продоль­ных балок (включая и «рыб­ки») и поясах ферм, на кото­рые непосредственно опирают­ся мостовые брусья, высоко­прочные болты могут затруд­нить укладку брусьев. Слабо натянутые и сильно погнутые элементы ферм должны быть от­ремонтированы или заменены. Для ремонта растянутых раскосов можно применять устройства, временно выклю­чающие  паскосы  из  работы


(рис. 19.10). К ремонтным работам относят также исправление различных дефектов в элементах пролетных строений — перекры­тие трещин в металле накладками, замену элементов соединитель­ной решетки, ремонт опорных частей и т. п.

Для защиты металлических пролетных строений от ржавления их периодически окрашивают. Масляную краску, как правило, на­носят в два слоя с предварительной грунтовкой. Основную роль в активной защите от коррозии выполняет грунтовка, которая так­же способствует хорошему сцеплению металла с последующими слоями покрытия. Краска служит защитным покрытием от атмо­сферных воздействий и состоит из связующего вещества и пиг­мента. Наиболее качественное связующее вещество — натураль­ная олифа. Разрешается применять заменители — олифу-оксоль или оксоли-смеси.

В качестве пигментов применяют свинцовые белила, свинцо­вый сурик, оранжевый крон, цинковые белила, титановые белила,, железный сурик, алюминиевую пудру. Свинцовые белила высоко­качественны, но вредны для здоровья человека.

Разрешается окрашивать металлические поверхности перхлор-виниловой эмалью ХВ-125, ХВ-113 или сополимерной эмалыа СХБМ-17, ХС-19 с эпоксидной шпаклевкой ЭП-00-10.

В наиболее ответственных местах пролетного строения можно производить металлизацию — наносить на поверхность металла тонкий слой цинка или алюминия. Такое покрытие может служить 20—50 лет. Перед окраской поверхность металла тщательно очи­щают от пыли, грязи, ржавчины и старой, пришедшей в негод­ность краски. Очищают при помощи скребков, проволочных ще­ток, механических щеток, пескодробеструйных аппаратов. Щели

407


в элементах перед окраской очищают от грязи, ржавчины и за­шпаклевывают. Грунтовку наносят на протертую насухо поверх­ность непосредственно после очистки. Места с хорошо сохранив­шейся краской не грунтуют, а окрашивают вместе с остальной поверхностью. Верхние пояса продольных балок или ферм допол­нительно окрашивают в третий раз. Мостовые брусья сдвигают без нарушения предельного расстояния в 55 см между осями брусьев. Окрашивать можно только сухие поверхности при темпе­ратуре не ниже плюс 5°С. Наносить краску при небольших объе­мах работ можно кистями, а в остальных случаях — краскораспы­лителями. Поверхность покрытия после высыхания не должна иметь трещин, сетки и пузырей, сорности, морщин, тусклых пятен.

Работы по окраске пролетных строений ведут с подвесных под­мостей, люлек, смотровых приспособлений, обеспечивающих пол­ную безопасность. Рабочих, занятых окраской на высоте, большей 2 м, обеспечивают предохранительными поясами.

К ремонту металлических пролетных строений относят сплош­ную замену мостовых брусьев. В зависимости от продолжительно­сти промежутка времени между проходами поездов («окно») брусья можно заменять одиночным порядком без разрыва рельсо­вой колеи (при продолжительности «окна» до 50 мин). Сплошная замена мостовых брусьев слагается из двух периодов — подгото­вительного и основного. В подготовительный период входят ниве­лирование пути и балочной клетки, определение размеров мосто­вых брусьев, подготовка новых (устройство всех врубок, отверстий и т. п.) брусьев. В основной период сначала подготавливают мес­то работы, ограждают его сигналами, снимают тротуарный настил, снимают лапчатые болты с каждого второго бруса, отвинчивают гайки креплений, выдергивают по одному костылю с каждого при­крепления рельсов, а затем уже разболчивают соединения, сни­мают рельсы и контррельсы и сдвигают их вдоль пути, после чего снимают старые мостовые брусья, очищают и окрашива滵т верх­ние пояса балок (ферм). На окрашенные пояса укладывают новые мостовые брусья. Каждый второй брус крепят лапчатыми болта­ми, раскладывают рельсовые подкладки, костыли, надвигают ра­бочие рельсы и пришивают их. После проверки состояния пути снимают сигналы остановки или ограничения скорости.

Вопросы для самопроверки по гл. 19

1.  Как выявляют необходимость ремонта, усиления и переустройства искус­
ственных сооружений?

2.  В чем заключается ремонт, бетонных и каменных опор?

3.  Какими способами заделывают трещины в бетонных и каменных конст­
рукциях?

■ 4. Какие основные способы ремонта и усиления железобетонных конструк­ций?

5. В чем заключается ремонт металлических мостов?