Ремонт и усиление искусственных сооружений. Тоннели (Последние разделы учебного пособия), страница 4

К устройствам, обеспечивающим безопасность движения, отно­сятся электрическое освещение тоннелей, оповестительная и за­градительная сигнализации, телефонная связь, противопожарные установки и т. п.

Метрополитены из всех типов тоннелей отличаются наиболее сложным комплексом сооружений и устройств. Основными соору­жениями метрополитена являются перегонные тоннели, станции, вестибюли, тяговые и понизительные электроподстанции, вагонные депо.

Для нормальной эксплуатации перегонных тоннелей необходи­мы вспомогательные сооружения: камеры для водоотливных уста­новок, вентиляционные камеры и тоннели, вертикальные стволы вентиляционных шахт. В местах выхода перегонных тоннелей на поверхность устраиваются рампы — открытые выемки с подпор­ными стенами.

Станции метрополитена предназначены для посадки в поезда и высадки пассажиров и осуществления эксплуатационным пер­соналом функций, связанных с движением поездов. Станционные тоннели делаются большего поперечного сечения, чем перегонные. В них размещается одна или несколько пассажирских платформ, к которым примыкают лестничные спуски, наклонные тоннели с эскалаторами. Под платформами и в специальных камерах обо­рудуются служебные помещения. Вестибюли могут быть наземны­ми с расположением пола пассажирского зала примерно на уров­не тротуара улицы и подземные. В подвальной части вестибюля при наличии эскалаторов устраивают машинное помещение.

К подземным вестибюлям примыкают подходные коридоры, часто совмещаемые с пешеходными переходами под улицами и площадями.

Тяговые и понизительные электроподстанции предназначены для питания электроэнергией тяговых двигателей электропоездов, двигателей экскалаторов, вентиляционных, водоотливных и других установок, устройств освещения, связи и СЦБ.

Вагонные депо размещаются на поверхности и соединяются с тоннелями метрополитена вытяжной веткой. Депо имеет необхо­димое путевое развитие и здание для составов электропоездов. При депо строят производственные мастерские службы пути, со­оружения СЦБ и связи, электроснабжения эскалаторов, склады и служебно-бытовые помещения.

20.2. Основныепринципыпроектированиятоннелей

Горные тоннели и тоннели метрополитенов в нашей стране проектируются на основе Строительных норм и правил, утверж­денных Госстроем СССР для горных железнодорожных и автодо-

413


рожных тоннелей: СНиП П-44-78 и для метрополитенов СНиП П-40-80. В указанных нормах и правилах приведены все основные положения для составления проектов тоннелей.

Трассы тоннелей. Проектирование тоннелей начинается с вы­полнения изысканий, геодезических и инженерно-геологических работ. В процессе выполнения этих работ намечается наиболее рациональная трасса тоннеля с учетом всех геодезических и ин­женерно-геологических условий для устройства тоннелей.

План и профиль транспортных тоннелей в первую очередь за­висят от минимального радиуса кривых и руководящего уклона, допускаемых для нормального движения транспортных средств, инженерно-геологических условий прохождения тоннелей в толще горных пород и под населенными пунктами городов. Эти условия различны для железных и автомобильных дорог и для метрополи­тенов.

Весьма сложно проектирование трассы железнодорожных и автодорожных тоннелей в горной местности, где приходится на­правлять дороги вдоль извилистых русел рек, преодолевать боль­шие высоты.

В излучинах рек с целью спрямления дороги сооружают мысо-вые тоннели, при пересечении водоразделов и горных хребтов — перевалочные (рис. 20.3, а и б). Низко расположенный переваль­ный тоннель называется базисным, или подошвенным /, высоко


расположенный — вершинным 2. Для развития длины трассы с целью уменьшения подъема сооружают петлевые и спиральные (см. рис. 20.1) тоннели.

Продольный профиль тоннеля может быть односкатным (рис. 20.4, а), двускатным (рис. 20.4, б) и двускатным вогнутого профи­ля (рис. 20.4, в). Односкатный профиль обеспечивает лучшие ус­ловия для естественной вентиляции благодаря значительной раз­нице высот порталов, но создает трудности проходки тоннеля с верхового портала, вызывая необходимость искусственного водо­отлива из забоя. Такой профиль неизбежен в петлевых и спираль­ных тоннелях. Выпуклый профиль обычно имеют перевальные тоннели, вогнутый — подводные и городские транспортные. Сле­дует отметить, что продольный уклон трассы в тоннеле прини-' мают всегда несколько меньшим, чем уклон для открытой трассы дороги, поскольку учитывается увеличение сопротивления воздуха движению поезда в тоннеле.

Геодезические и инженерно-геологические условия. Для про­ектирования тоннеля любого назначения необходимо иметь топо­графический план местности достаточно крупного масштаба. Три­ангуляция и основная полигонометрия должны удовлетворять тре­бованиям специальных для тоннелестроения конструкций.

Учитывая, что тоннели располагаются в толще горных пород и взаимодействуют с этими породами в процессе строительства и эксплуатации, для их проектирования решающее значение имеют данные инженерно-геологических обследований. На основе этих данных выбирают положение тоннеля в плане и профиле, уста­навливают конструкции обделок и способы их защиты от агрес­сивного воздействия окружающей среды, решают вопросы вен­тиляции и водоснабжения, назначают способы производства работ, обеспечивающие безопасные условия работающим и со­хранность наземных сооружений, расположенных над тоннелями. От правильной оценки естественных условий в значительной степени зависят сроки и стоимость строительства, а также экс­плуатационные качества тоннельных сооружений.

Инженерно-геологические исследования, проводимые по на­мечаемой трассе тоннелей, выполняют на основе изучения ре­зультатов предыдущих исследований, а также бурения скважин, устройств глубоких колодцев и специальных штолен.

По своему происхождению горные породы делятся на три ос­новные группы: изверженные, осадочные и метаморфические. Изверженные породы образовались в результате остывания и кристаллизации расплавленной минеральной массы (магмы), поднявшейся по трещинам в верхнюю толщу земной коры. Боль­шинство изверженных пород отличается свойствами твердого тела: упругостью, твердостью, высокой механической проч­ностью. Прохождение тоннелей через такие породы при совре-

415