Ремонт и усиление искусственных сооружений. Тоннели (Последние разделы учебного пособия), страница 10

двух-, трехпролетными со сводчатыми и плоскими перекрытиями. Станции с плоскими перекрытиями устраивают при мелком зало­жении. На рис. 21.8 приводится схема односводчатой станции, сооружаемой из сборного бетона в крепких скальных породах, допускающих раскрытие выработки на полный профиль. В этом случае облегченная обделка может возводиться механизирован­ным способом с применением бетононасосов для свода 3 и тор­кретированием для стен 4. Вместо опалубки свода в этом случае применены офактуренные тонкие железобетонные оболочки 2, за­крепляемые анкерами.

На рис. 21.9—односводчатая конструкция станции со сборной многошарнирной обделкой, обжатой в породу.  Свод состоит из


крупных бетонных блоков 2 с цилиндрическими стыками, распи­раемых в породу при помощи домкратов, помещенных в ключевом блоке 3. Пяты свода опираются на монолитные бетонные фунда­менты 1, сооруженные заранее в штольневых выработках или тон­нелях, пройденных механизированными щитами.

Станции глубокого заложения с островными платформами час­то устраивают трехсводчатой конструкции пилонного типа с при­менением сборных железобетонных или чугунных тюбингов (рис. 21.10).

Для чугунных тюбингов применен диаметр колец 8,5 м. Коль­цо такой обделки / шириной 0,75 м состоит из 17 тюбингов: 10 об­легченных нижних, трех нормальных верхних, одного укороченно­го верхнего, двух смежных и одного ключевого. Высота ребер всех тюбингов 350 мм. Боковые тоннели соединяются со средними шестью проходами 3 шириной по 3 м. Обделка проходов выполне­на из монолитного бетона с металлической гидроизоляцией.

21.3. Городскиеипешеходныетоннели

Особенность этого вида тоннелей заключается в расположении их на самой минимальной глубине с целью сокращения длины тон­нельного пересечения. Проезжую часть улицы устраивают непо­средственно на перекрытии обделки тоннеля. Транспортное под­земное пересечение (рис. 21.11) состоит из тоннеля 2 под проезжей частью улицы 3 и открытых подходных постепенно заглубляющих­ся участков 1 п 4, называемых рампами. В самой низкой точке подземного профиля сооружают камеру 5 для водоотливной уста­новки. Рядом должна быть камера 6 для электротехнических устройств. Внутренние размеры тоннеля определяются габаритом приближения строений и числом полос движения. Форму попереч­ного сечения тоннеля обычно принимают прямоугольной. Уклоны проезжей части в тоннеле от 15 до 25%о-

По типовому проекту городских транспортных тоннелей обдел­ка двухпролетной схемы выполнена из сборных железобетонных элементов. Сборная обделка (рис. 21.12) состоит из стеновых па-


нелей 1, опирающихся на блоч­ные ленточные фундаменты 9, плит перекрытия 2, укладывае­мых на стены и прогон 3 и ко­лон 4, устанавливаемых на фун­даментные блоки 6 е шагом 4 м. В лоток обделки укладывают же­лезобетонные плиты 5, образую­щие сплошной настил. Плиты замоноличиваются на участках 7 и имеют изоляцию 8.   Гидроизо-

ляцию стен и перекрытия тоннеля устраивают независимо от положения уровня грунтовых вод.

Конструкцию рампового участка перехода выполняют из па­раллельных подпорных стен переменной высоты, собираемых из крупноразмерных железобетонных элементов.

Пешеходные тоннели по сравнению с наземными пере­ходами по путепроводам и эстакадам они требуют преодоления почти в 2 раза меньшей высоты. Пешеходные тоннели под город­скими улицами и площадями сооружают на минимальной глубине так, чтобы дорожное покрытие лежало непосредственно на за­щитном слое гидроизоляции перекрытия обделки. Строительство пешеходных тоннелей ведут по типовым проектам с применением сборных железобетонных конструкций заводского изготовления.

Поперечное сечение тоннеля имеет прямоугольную форму, вы­сота в свету, считая от пола до низа ребер перекрытия, не менее 2,3 м. Ширину тоннеля определяют расчетом из нормы пропускной способности на 1 м ширины 2000 чел./ч, но не   менее 3 м.

Стены и колонны пешеходных тоннелей облицовывают керами­ческими плитками и другими морозостойкими материалами. На рис. 21.13 приведена однопролетная обделка, которая состоит из железобетонных стеновых блоков 2, корытообразных плит пере­крытия / и лотковой плиты 5. Стеновые элементы объединяются с лотковыми монолитными железобетонными вставками 4. Устраи­вают проезжую часть 3. Входы в пешеходные тоннели выполняют в виде пологих асфальтобетонных пандусов с лестничными спус­ками.

Вопросы для самопроверки по гл. 21

1.  Какие виды обделок применяют в горных тоннелях и метрополитенах?

2.  На какие воздействия рассчитывают обделки тоннелей?

3.  Какие основные устройства при сооружении метрополитенов?

4.  Какие основные решения принимают для городских тоннелей?


предметныйуказатель


Автоматизация проектирования   49—

53 Анкеры предварительно напряженной

арматуры 150—152 Арка 189

Арматура железобетонных конструк­ций 87—88, 94—96 Арочные диски 192 Арочные железобетонные мосты:

с затяжкой 195—198

системы 189—191 с отдельными арками 193—195

со сводами 192 Арочные  металлические мосты 289—

292 Аэроцементные растворы 401

Балочно-консольные пролетные строе­ния:

железобетонные 140 металлические 267

Балочные    неразрезные    пролетные строения:

железобетонные 97, 139—140, 156—-158

металлические   со сквозными фер­
мами 279
------ сплошными балками 267

Балочные      разрезные     пролетные строения:

железобетонные 97, 136—138, 144— 156

металлические   со сквозными фер­
мами 277—279
------ сплошными балками 265

Бассейн реки 54

Бездиафрагменные     железобетонные пролетные строения 138

Безраспорные арочные системы 189

Бесшарнирные арки 189—190, 289

Бетоны 89—93

Бытовая глубина 84—S5

Байтовые     железобетонные    мосты

100, 198—201

— металлические мосты 296—297 Ванты 199—200 Ветровые связи 291 Виадуки 13 Виды   водопропускных   труб 359—

363

Висячие мосты 292—297 Внецентренное   сжатие железобетон

ных элементов 114, 118—120


Временные мосты 30

—     подвижные нагрузки 35
Выносливость    железобетонных кон­
струкций 114, 120—122

Высокопрочные болты 249, 277 Высота моста 19

Габарит проезда 25

Галереи 16

Гибкие арматурные выпуски 276

—  затяжки 196—198

Гибкость стержневых элементов 252 Гидроизоляция   пролетных  строений 163—166

—  тоннелей 426

Горные выработки 410—411 Городские тоннели 431—432 Гофрированные   металлические  тру­бы 363, 372—374

Двухшарнирные арки: железобетонные 190 металлические 289

Деревянные балочные мосты: автодорожные  328—329 железнодорожные 324—328

Деревянные подмости 341—343

Деформационные швы пролетных строений:

железобетонных 160—161, 167—169 металлических 263—264

Динамическая ось потока 60

Дисковые арочные пролетные строе­ния 192

Длина моста 19, 72

—  пролетных строений 32
Домкраты для натяжения арматуры

150—151

Древесина для мостов 322 Железобетон 87, 89—96 Железобетонные     круглые     трубы

368—370

—  прямоугольные трубы 371—374
Жесткая   арка с гибкой   затяжкой

191

Запруды 76 Затяжки 195—198

Инженерно-геологические исследова­ния при строительстве тоннелей 415—417

Инъекторы для нагнетания раствора 400—401

433