двух-, трехпролетными со сводчатыми и плоскими перекрытиями. Станции с плоскими перекрытиями устраивают при мелком заложении. На рис. 21.8 приводится схема односводчатой станции, сооружаемой из сборного бетона в крепких скальных породах, допускающих раскрытие выработки на полный профиль. В этом случае облегченная обделка может возводиться механизированным способом с применением бетононасосов для свода 3 и торкретированием для стен 4. Вместо опалубки свода в этом случае применены офактуренные тонкие железобетонные оболочки 2, закрепляемые анкерами.
На рис. 21.9—односводчатая конструкция станции со сборной многошарнирной обделкой, обжатой в породу. Свод состоит из
крупных бетонных блоков 2 с цилиндрическими стыками, распираемых в породу при помощи домкратов, помещенных в ключевом блоке 3. Пяты свода опираются на монолитные бетонные фундаменты 1, сооруженные заранее в штольневых выработках или тоннелях, пройденных механизированными щитами.
Станции глубокого заложения с островными платформами часто устраивают трехсводчатой конструкции пилонного типа с применением сборных железобетонных или чугунных тюбингов (рис. 21.10).
Для чугунных тюбингов применен диаметр колец 8,5 м. Кольцо такой обделки / шириной 0,75 м состоит из 17 тюбингов: 10 облегченных нижних, трех нормальных верхних, одного укороченного верхнего, двух смежных и одного ключевого. Высота ребер всех тюбингов 350 мм. Боковые тоннели соединяются со средними шестью проходами 3 шириной по 3 м. Обделка проходов выполнена из монолитного бетона с металлической гидроизоляцией.
21.3. Городскиеипешеходныетоннели
Особенность этого вида тоннелей заключается в расположении их на самой минимальной глубине с целью сокращения длины тоннельного пересечения. Проезжую часть улицы устраивают непосредственно на перекрытии обделки тоннеля. Транспортное подземное пересечение (рис. 21.11) состоит из тоннеля 2 под проезжей частью улицы 3 и открытых подходных постепенно заглубляющихся участков 1 п 4, называемых рампами. В самой низкой точке подземного профиля сооружают камеру 5 для водоотливной установки. Рядом должна быть камера 6 для электротехнических устройств. Внутренние размеры тоннеля определяются габаритом приближения строений и числом полос движения. Форму поперечного сечения тоннеля обычно принимают прямоугольной. Уклоны проезжей части в тоннеле от 15 до 25%о-
По типовому проекту городских транспортных тоннелей обделка двухпролетной схемы выполнена из сборных железобетонных элементов. Сборная обделка (рис. 21.12) состоит из стеновых па-
нелей 1, опирающихся на блочные ленточные фундаменты 9, плит перекрытия 2, укладываемых на стены и прогон 3 и колон 4, устанавливаемых на фундаментные блоки 6 е шагом 4 м. В лоток обделки укладывают железобетонные плиты 5, образующие сплошной настил. Плиты замоноличиваются на участках 7 и имеют изоляцию 8. Гидроизо-
ляцию стен и перекрытия тоннеля устраивают независимо от положения уровня грунтовых вод.
Конструкцию рампового участка перехода выполняют из параллельных подпорных стен переменной высоты, собираемых из крупноразмерных железобетонных элементов.
Пешеходные тоннели по сравнению с наземными переходами по путепроводам и эстакадам они требуют преодоления почти в 2 раза меньшей высоты. Пешеходные тоннели под городскими улицами и площадями сооружают на минимальной глубине так, чтобы дорожное покрытие лежало непосредственно на защитном слое гидроизоляции перекрытия обделки. Строительство пешеходных тоннелей ведут по типовым проектам с применением сборных железобетонных конструкций заводского изготовления.
Поперечное сечение тоннеля имеет прямоугольную форму, высота в свету, считая от пола до низа ребер перекрытия, не менее 2,3 м. Ширину тоннеля определяют расчетом из нормы пропускной способности на 1 м ширины 2000 чел./ч, но не менее 3 м.
Стены и колонны пешеходных тоннелей облицовывают керамическими плитками и другими морозостойкими материалами. На рис. 21.13 приведена однопролетная обделка, которая состоит из железобетонных стеновых блоков 2, корытообразных плит перекрытия / и лотковой плиты 5. Стеновые элементы объединяются с лотковыми монолитными железобетонными вставками 4. Устраивают проезжую часть 3. Входы в пешеходные тоннели выполняют в виде пологих асфальтобетонных пандусов с лестничными спусками.
Вопросы для самопроверки по гл. 21
1. Какие виды обделок применяют в горных тоннелях и метрополитенах?
2. На какие воздействия рассчитывают обделки тоннелей?
3. Какие основные устройства при сооружении метрополитенов?
4. Какие основные решения принимают для городских тоннелей?
предметныйуказатель
Автоматизация проектирования 49—
53 Анкеры предварительно напряженной
арматуры 150—152 Арка 189
Арматура железобетонных конструкций 87—88, 94—96 Арочные диски 192 Арочные железобетонные мосты:
с затяжкой 195—198
системы 189—191 с отдельными арками 193—195
со сводами 192 Арочные металлические мосты 289—
292 Аэроцементные растворы 401
Балочно-консольные пролетные строения:
железобетонные 140 металлические 267
Балочные неразрезные пролетные строения:
железобетонные 97, 139—140, 156—-158
металлические со
сквозными фер
мами 279
------ сплошными балками 267
Балочные разрезные пролетные строения:
железобетонные 97, 136—138, 144— 156
металлические со
сквозными фер
мами 277—279
------ сплошными балками 265
Бассейн реки 54
Бездиафрагменные железобетонные пролетные строения 138
Безраспорные арочные системы 189
Бесшарнирные арки 189—190, 289
Бетоны 89—93
Бытовая глубина 84—S5
Байтовые железобетонные мосты
100, 198—201
— металлические мосты 296—297 Ванты 199—200 Ветровые связи 291 Виадуки 13 Виды водопропускных труб 359—
363
Висячие мосты 292—297 Внецентренное сжатие железобетон
ных элементов 114, 118—120
Временные мосты 30
— подвижные нагрузки 35
Выносливость железобетонных кон
струкций 114, 120—122
Высокопрочные болты 249, 277 Высота моста 19
Габарит проезда 25
Галереи 16
Гибкие арматурные выпуски 276
— затяжки 196—198
Гибкость стержневых элементов 252 Гидроизоляция пролетных строений 163—166
— тоннелей 426
Горные выработки 410—411 Городские тоннели 431—432 Гофрированные металлические трубы 363, 372—374
Двухшарнирные арки: железобетонные 190 металлические 289
Деревянные балочные мосты: автодорожные 328—329 железнодорожные 324—328
Деревянные подмости 341—343
Деформационные швы пролетных строений:
железобетонных 160—161, 167—169 металлических 263—264
Динамическая ось потока 60
Дисковые арочные пролетные строения 192
Длина моста 19, 72
— пролетных строений 32
Домкраты для натяжения арматуры
150—151
Древесина для мостов 322 Железобетон 87, 89—96 Железобетонные круглые трубы
368—370
— прямоугольные
трубы 371—374
Жесткая арка с гибкой затяжкой
191
Запруды 76 Затяжки 195—198
Инженерно-геологические исследования при строительстве тоннелей 415—417
Инъекторы для нагнетания раствора 400—401
433
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.