менных механизированных способах разработки является благоприятным.
Изверженные породы в результате длительного воздействия сил природы разрушаются и водоизменяются, превращаясь в ■осадочные породы. Разрушение породы происходит вследствие колебаний температуры, вызывающих неравномерное расширение и сжатие (физическое выветривание), а также распада материала породы под влиянием воды и растворенных в ней веществ (химическое выветривание). Продукты разрушения, перенесенные ветром, водой и льдом в пониженные части земной поверхности, осаждались слоями на дне океанов, морей и озер. В результате образовалась мощная толща осадочных пород. Под влиянием тектонических процессов и проиходивших миллионы лет назад горообразований осадочные породы поднимались вверх, разламываясь и деформируясь. Изучение этих явлений является задачей проводимых геологических исследований.
Рыхлые обломочные породы в природных условиях могут подвергаться связыванию естественным цементом: глинистыми частицами, углекислой известью, окисью кремния, битумом. К сцементированным и наиболее распространенным горным обломочным породам относятся: конгломераты, состоящие из гравия и гальки, связанные углекислой известью; брекчии из мелкого щебня, сцементированные глиностным или известковым веществом; песчаники, состоящие из песчаных зерен различной крупности, сцементированных кремнистыми, известковыми, глинистыми, железистыми и другими соединениями.
При осаждении растворенных в воде химических соединений •образовались гипс, ангидрит, каменная соль, известковый туф и др. Продукты жизнедеятельности животных и растительных организмов привели к образованиям известняков, мергеля, каменного угля, торфа и др.
Проектирование тоннелей в толще осадочных пород является -серьезной задачей, учитывая большое разнообразие их физико-механических свойств.
К метаморфическим породам, образовавшимся из изверженных и осадочных пород в толще земной коры под воздействием большого давления и высокой температуры, относятся гнейсы, сланцы, кварциты, мраморы и др.
Скопления обломков горных пород, находившихся как в массе ледника, так и вне его, образовали отложения, называемые моренными. Они сильно уплотнены и отличаются малой сжимаемостью. Отложения, образовавшиеся в долинах и руслах рек, носят название аллювиальных; это — гравий, галька, песок различной крупности, илы, реже глины и суглинки.
К четвертичным отложениям относятся также культурные слои, образовавшиеся в результате деятельности человека в мес-
416
тах его поселения. Мощность этого слоя в больших городах достигает 10 м и более. При инженерно-геологических изысканиях выявляют водоносность пород. Мягкие, рыхлые, а также трещиноватые породы обычно содержат воду. Вода оказывает влияние на свойства пород и условия сооружения и эксплуатации тоннелей. Основным источником образования подземных вод являются атмосферные осадки и воды от таяния ледников, проникающие внутрь горных пород. Способностью удерживать воду обладают все горные породы. Наибольшее количество воды, вмещающееся в единице объема, называется влагоемкостью. Она выражается в процентах к объему и для твердых пород равна от 0,05 до 1'%, для песка и гравия — от 14 до 40%, для глин и суглинков — выше 40%- Важнейшим свойством пород является их водопроницаемость, т. е. способность поглощать и пропускать через себя воду.
Растворимые горные породы в виде известняков, доломита, гипса подвергаются выщелачиванию, при этом в толще породы образуются каналы и пещеры (карсты). Это явление называется карстовым. Карсты усложняют производство тоннельных работ вследствие возможных обвалов, внутреннего роста давления, а также прорывов накопившихся в карстовых пустотах подземных вод. Выявление карстов является одной из важнейших задач инженерно-геологических исследований.
На склонах гор часто наблюдаются оползни, медленное смещение масс горных пород на склонах под действием силы тяжести, связанное с деятельностью поверхностных и подземных вод. При сооружении тоннелей в оползневых районах необходимо осуществлять сложные инженерные мероприятия, направленные на устранение причин, вызвавших развитие оползневых явлений.
В северных районах страны наблюдается явление вечной мерзлоты. Изучение расположения и глубины вечномерзлых грунтов необходимо для разработки мероприятий при проходке и эксплуатации тоннелей.
20.3. Проектированиепрофиляипланатоннелей
Железнодорожные и автодорожные тоннели проектируют на наиболее отдаленную пропускную способность дороги. Место тоннельного пересечения, высотное положение, продольный профиль и план тоннеля выбирают на основе подробных результатов геодезических, инженерно-геологических исследований и на основе технико-экономического сравнения вариантов. Железнодорожные тоннели в настоящее время проектируют с учетом применения электрической тяги.
Руководящий уклон, принятый для открытых участков трассы железнодорожной линии, допускается сохранять в тоннеле дли-
417
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.