Энергетический анализ объектов регулирования и выбор исполнительных элементов следящей системы, страница 12

Принципиальная схема:

Статический режим работы (без учета реакции якоря).

(1)

,

(2)

 

(3)

где uд [В]– напряжение на якоре двигателя,

iя [A] – ток якоря,

rя.ц. [Ом] – сопротивление цепи якоря, ед [В]– Э.Д.С. вращения,

Фв [Вб] – поток возбуждения,

n [об/мин] – скорость вращения двигателя,

М [Н.м] – момент, развиваемый двигателем.

где р – число пар полюсов,

N – число активных проводников якоря (2wя),

А – число пар параллельных ветвей обмоток якоря.

В установившемся режиме момент двигателя уравновешивается приведенным к валу двигателя статическим моментом сопротивления нагрузки Мс, т.е.

М=Мс,

(4)

Сем=2p/60=0,105.


Из 1 – 3 получаем уравнение механической характеристики двигателя:

 или                                                (5)

.                                              (6)


В формулах (5) и (6) в правой части первый член – скорость вращения при идеальном холостом ходе (М=0, iя=0), второй – снижение скорости вращения двигателя под нагрузкой.

Механические характеристики при Фв=const и uд=const изображены на рис.1 а). При росте сопротивления rя.ц. жесткость механической характеристики ухудшается (2).

Конструкционные постоянные двигателя можно определить по его номинальным данным: из уравнения (5)

 или                                     (7)

,                                                                    (8)

, где  определен по механической характеристике при


Из (3):

,

,

;                                                               (9)

где  можно определить по механической характеристике при , или по формуле

                                                    (10)

где Рном – номинальная мощность на валу в ваттах.

(Для справки ).

Формулы (7 – 9) используются для приближенного вычисления Се, См, так как номинальные данные для двигателей усреднены.

Рассмотрим регулирование скорости вращения двигателя путем изменения напряжения на якоре.

Механические характеристики двигателя, построенные по уравнению (6) при разных напряжениях на якоре показаны на рис. 1 б). При падении напряжения механическая характеристика смещается параллельно вниз пропорционально величине напряжения. Статические характеристики позволяют определить диапазон изменения напряжения на якоре двигателя, требуемый для поддержания заданной скорости вращения при заданных пределах изменения статического момента Мс.

Соответствующие значения тока якоря можно найти используя соотношение (3). График позволяет определить зону нечувствительности двигателя, определяемую напряжением трогания (uд=uд.тр.). Это напряжение соответствует началу вращения двигателя и зависит от Мс. Величина uд.тр может быть найдена также из (5) или (6) при n=0, М=Мс.

Составим уравнение динамики двигателя в отклонениях при Фв=const, не учитывая реакцию якоря. xвх ® uд, xвых ® n. Случай, когда Мс не зависит от скорости вращения представлен на рис.


Обозначим:

СеФвед, СмФвмд.                                               (11)

Для цепи якоря, учитывая, что едедn из (2) при нулевых начальных условиях запишем:

Uд(s)=Cедn(s) +rя.ц.Iя(s)+LяsIя(s);                                                           (12)

;        (13)

где I=Iд+Iприв =Iд+Iм /i2=Iд+k2редIм.

Используем зависимость (3):

M(s)=Cм.д.Iя(s).                                                         (14)

Решая совместно (12) – (14), запишем уравнение движения:

(TяTэмs2+Tэмs+1)n(s)=kдuд(s)–(Tаs+1)kд.в.Mс(s);                (15)

где

 – постоянная времени цепи якоря,

 – электромеханическая постоянная  якоря,

 – коэффициент передачи двигателя по управляющему воздействию,

 – коэффициент передачи по возмущающему воздействию.