(1)
где – приведенные затраты, руб.; – объем выпускаемой продукции в год, т (м3); – себестоимость единицы продукции, руб./т (руб./м3); – удельные транспортные затраты на доставку продукции от предприятия до места укладки, руб./т (руб./м3); – нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений ( = 0,12); – удельные капитальные вложения на строительство предприятия, руб./т (руб./м3).
2. Для передвижных предприятий
(2)
где – удельные годовые затраты на перебазирование, монтаж и демонтаж оборудования передвижного предприятия, руб./т (руб./м3).
Себестоимость единицы готовой продукции включает в себя затраты на разработку и получение соответствующих исходных материалов, входящих в состав смеси, на карьере, затраты на приготовление смеси, а также затраты связанные с транспортировкой исходных материалов. Требуемое количество минеральных материалов определяется исходя из процентного содержания их в смеси. Процентное содержание материалов в зависимости от вида смеси принимается в соответствии с ее зерновым составом по нормативным документам [11, 12]. В курсовой работе содержание материалов допускается определять только по источнику [12]. Затраты, связанные непосредственно с получением смеси на заводе, являются постоянными независимо от месторасположения предприятия, и поэтому в сравнительном расчете в себестоимость продукции не включаем.
Удельная стоимость получения материала в карьере , руб./м3, вычисляется по формуле
(3)
где – стоимость
разработки, переработки и погрузки 1 м3 материала без учета снятия
вскрыши (приближенно определяется по табл. 3), руб./м3; – стоимость снятия вскрыши толщиной 1 м на м2 площади месторождения (для средних условий =
0,3 руб./м3); – толщина слоя
вскрыши, м; – толщина слоя материала в карьере,
м.
Таблица 3
Наименование материала |
Стоимость 1 м3 франкоместорождения, руб. |
Щебень сортовой М600-1200 фракций: 70-120 мм 40-70 мм 20-40 мм 10-20 мм 5-10 мм Гравийный материал Песок |
6,4 7,2 7,5 8,0 8,8 4,8 1,6 |
Примечание: стоимость материалов указана в ценах на 1.01.1991.
Себестоимость разработки материалов зависит только от местных условий и, следовательно, является постоянной. Чтобы выбрать оптимальный вариант размещения предприятия остается решить только транспортную задачу. Для этого необходимо знать стоимость перевозки 1 т (м3) груза автомобильным транспортом. Для этого можно воспользоваться табл. 4.
Таблица 4
Расстояние перевозки L, км |
1-12 |
13-24 |
25-50 |
51-200 |
Свыше 200 км на каждый 1 км добавлять |
Стоимость перевозки S, руб. |
0,27+0,11 ×L |
1,59+0,07×(L-12) |
2,43+0,06×(L-24) |
4,03+0,05×(L-50) |
0,047 |
Примечания:
1. В таблице дана стоимость перевозки на основе тарифов, действовавших по состоянию на 1 января 1991 г.
2. В таблице приведена стоимость перевозки соответствующая 1 классу груза.
3. Класс груза определяется в соответствии с приведенными в сборнике [14] номенклатурой и классификацией. Провозная плата за перевозку грузов взимается по классу груза, соответствующему фактической степени использования грузоподъемности автомобиля. Минеральные каменные материалы, а также асфальтобетонные и цементобетонные смеси согласно данной классификации относятся к 1 классу.
По табл. 4 также рассчитываются транспортные расходы на доставку 1 т (м3) продукции от предприятия до места укладки.
Если принять, что капитальные удельные вложения на строительство предприятия, годовые затраты на перебазирование, монтаж и демонтаж оборудования, а также затраты на приготовление смеси являются постоянными независимо от его месторасположения, то сравнительные приведенные затраты будут определяться из зависимости:
(4)
где – сравнительные приведенные затраты, руб.; – общая потребность i-го исходного материала, т (м3); – общий объем выпускаемой продукции, т (м3); – удельная стоимость получения i-го материала в карьере; – удельная стоимость транспортировки i-го исходного материала от карьера до завода, руб./т (руб./м3); – удельные транспортные затраты на доставку единицы продукции от предприятия до места укладки, руб./т (руб./м3); – число различных материалов входящих в состав смеси.
Оптимальным решением размещения производственного предприятия будет тот вариант, где сравнительные приведенные затраты будут минимальны.
Данную задачу можно решить, используя электронную таблицу EXCEL. Для этого желательно вычертить стройгенплан автомобильной дороги (прил. 3). Схема решения данной задачи представлена в табл. 5.
Таблица 5
КМ строящейся дороги |
Дальность транспортировки щебня, км |
Дальность транспортировки песка, км |
Средняя дальность возки смеси, км |
Себестоимость разработки и транспортировки исходного материала , руб. |
Транспортные затраты на доставку продукции, Ссм, руб. |
Приведенные затраты, , руб. |
||
щебень фр. 10–20 |
щебень фр. 5–10 |
песок |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
А+Х |
В+Y |
× (+) |
× (+) |
× (+) |
× |
+ |
|
2 |
А+Х±1 |
B+Y±1 |
× (+) |
× (+) |
× (+) |
× |
+ |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
n |
L-Х |
L-Y |
× (+) |
× (+) |
× (+) |
× |
+ |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.