Традиционное понимание финансового менеджмента в узком смысле, как управления финансовыми ресурсами или финансовыми потоками не вполне соответствует потребностям современного предприятия. Целесообразно рассматривать финансовый менеджмент как целенаправленную деятельность высшего руководства компании и его финансовых служб, направленную на достижение желаемых финансовых результатов и эффективности бизнеса.
В рамках этого понимания перед финансовым директором и его службой на разных этапах развития компании встают сложные аналитических задачи, требующие высокой квалификации финансовых менеджеров или привлечения внешних консультантов.
К таким задачам можно отнести:
1. Проведение комплексного анализа финансово -хозяйственной деятельности с целью определения стратегии развития фирмы, возможной реорганизации и реструктуризации.
2. Внедрение системы управленческого учета на предприятии.
3. Коммерческаю оценку инвестиционных проектов на предприятии и разработку бизнес-планов.
4. Внедрение и поддержку системы финансового планирования и бюджетирования.
Решение указанных задач производится специалистом - аналитиком на основе информации, которая содержится в финансовой отчетности предприятия, а также внутренних отчетах отделов сбыта, маркетинга, снабжения и других отделов и служб предприятия. Информация также может быть получена из интервью со специалистами предприятия и внешними экспертами, использования данных внешних статистических баз данных, источников Интернет, деловой прессы.
Несмотря на такое большое количество источников информации, основное внимание все же должно быть уделено трем основным документам
( формам) финансовой отчетности предприятия:
1. Отчет о прибылях и убытках.
2. Баланс ( оборотно-сальдовая ведомость).
3. Отчет о движении денежных средств.
Каждая из этих форм может быть использована не только в исходном виде, в котором она представляется в налоговую инспекцию, но и в аналитическом преобразованном виде.
В аналитических формах некоторая информация представлена укрупненно, т.е. агрегированно, а некоторая, наоборот, детализирована для целей экономического анализа.
Рассмотрим более подробно значение и содержание каждой из трех форм.
Отчет о прибылях и убытках - это бухгалтерский документ, представляющий общие результаты деятельности предприятия ( прежде всего прибыль) за определенных период.
Пример отчета о прибылях и убытках по результатам года для среднего предприятия оптовой и розничной торговли «Skylab» приведен в таблице:
Таблица 1
Показатель |
Код |
За отчетный период (тыс. руб) |
За аналогичный период прошлого года (тыс.руб) |
Доходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
010 |
724438 |
1238923 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
688914 |
1175329 |
Валовая прибыль |
029 |
35524 |
63594 |
Коммерческие расходы |
030 |
2789 |
5333 |
Управленческие расходы |
040 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
32735 |
58261 |
Прочие доходы и расходы Проценты к получению |
060 |
0 |
0 |
Проценты к уплате |
070 |
0 |
0 |
Доходы от участия в других организациях |
080 |
0 |
0 |
Прочие операционные доходы |
090 |
0 |
0 |
Прочие операционные расходы |
100 |
0 |
0 |
Прибыль от финансовой и хозяйственной деятельности |
110 |
32735 |
58261 |
Внереализационные доходы |
120 |
5783 |
10766 |
Внереализационные расходы |
130 |
34607 |
67188 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
3911 |
1839 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
939 |
441 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
2972 |
1398 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.