Рабочая программа дисциплины «История и перспективы развития океанотехники» (Структура и содержание дисциплины. Технологии и методическое обеспечение контроля результатов учебной деятельности), страница 5

1

2

3

касная) конструкция финикийского судна. Строительство и ремонт парусно-гребных судов в древней Греции, Архимед и зарождение корабельных наук. Клинкерная наружная обшивка (внакрой) лодок северных народов.  Классический руль и косой парус китайских джонок, поперечные переборки палубных судов Востока. Восточная концепция судостроения, расцвет и падение китайского судостроения. Бронирование корейских  боевых кораблей.

10

Влияние развития артиллерии и корабельных наук на парусное судостроение

Европейские концепции судостроения и появление строительной документации в Венеции и Англии, начало развития корабельных наук. Основание Парижской академии наук. Технология проектирования и постройки боевых парусных кораблей и первые научные обоснования при строительстве судов: английский кораблестроитель А.Дин и линейный корабль «Руперт». Технология судоремонта деревянных парусных судов: первые сухие доки и проект  «Двух верблюдов». Появление первых подводных лодок.

11

Переход от парусной эпохи к эпохе пара и железа

Эпоха научно-технического прогресса в судостроении. Появление первых паровых машин и их применение на судах. Поиск надежного движителя: весла, гребные колеса или водомет. Паровая машина Дж.Уатта и победа гребного винта.  Появление первых металлических судов с  железными корпусами, их конструкция и технология изготовления. Грузопассажирский пароход «Грейт Вестерн». Брунелевский «Грейт Истерн». Фулдоновские пароходы. Рождение пассажирских лайнеров. Винджаймеры – последние парусные транспорт

12

Рождение броненосного флота

Броненосец «Уорриор». Казематы или батареи. «Петр Великий» первый башенный броненосец. Первый бой между «Монитором» и Мерримаком». Состязание между броней и снарядом. Рождение классического броненосца.

13

От фрегата до крейсера

Развитие торгового мореплавания и появление колоний рождает новый тип корабля. Броненосные и бронепалубные корабли. Развитие класса крейсера до 1-й мировой войны.

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

14

Рождение подводного флота

Первые опыты по созданию подводных лодок. Первое боевое применение. Первые опыты применения электродвижения судов. Лодка-электроход Б.Якоби. Появление аккумуляторов Планте, электродвигателей с вращающимся кольцевым якорем. А.Пачинотти, электрогенератора Варли и Кромвеля, двигателей внутреннего сгорания Э.Ленуара и Н.Отто и использование их на подводных лодках. Использование торпед в качестве главного оружия подводной лодки. ПЛ типа Гогланд, Ерш, Барс. Краб – первый минный заградитель. Развитие подводных лодок до 1-й мировой войны.

15

Торпеда – новое оружие кораблей

«Взрыв» – первый в мире миноносец. Использование шестовых мин. Изобретение самоходной мины Александрова. Появление миноносок. Рождение эскадренного миноносца. Развитие миноносцев до 1-й мировой войны.

16

Самые быстрые корабли

Совершенствование паровой машины и исчерпание ее возможностей, появление паровой турбины. Экспериментальный паротурбоход  Ч.Парсонса "Турбинтия" и рекорды скорости водоизмещающих судов. Кавитация гребных винтов. Испытания Ш.Даламбера и появление первых глиссеров. Суда на подводных крыльях Э.Форланини. Поразительные рекорды скорости. Появление дизеля. Дизель-электроход "Вандал" и теплоход "Пти Пьер". Использование этого типа двигателя в судостроении и его полная победа в гражданском флоте. Суда на воздушной подушке, экранопланы   и суда с малой площадью ватерлинии. Новые рекорды скорости и неудачи. появление газовой турбины. Проблемы эксплуатации водометных движителей

17

Технологическая революция в судостроении в первой половине 20 века

Стальные суда и первые попытки применения алюминия и железобетона в качестве конструкционного материала.. Плавильник Н.Славянова, сварка судовых металлических конструкций, пароход "Фуллагар"  и технологическая революция в судостроении.  Массовое строительство судов во время второй мировой войны: "Либерти" и "Т-2", проблемы  новой технологии и  старой конструкции корпуса. Переход к современной продольной системе  набора корпуса и способы его формирования на стапеле.