В 2008 г. на страницах приложения «Библиотека в школе» появилась следующая классификация изданий[9]:
I. Общее направление:«Управление школой», «Библиотека в школе», «Школьный психолог», «Классное руководство и воспитание школьников», «Здоровье детей», «Спорт в школе».
II. Младший возраст:«Дошкольное образование», «Начальная школа».
III. Физико-математический блок:«Математика», «Физика», «Информатика».
IV. Естественно-научный блок:«Химия», «Биология», «География».
V. Гуманитарный блок:«Литература», «История», «Искусство».
VI. Лингвистический блок:«Русский язык», «Английский язык», «Французский язык», «Немецкий язык».
Опираясь на эту классификацию, мы будем делать обзор и редакторский анализ журналов.
Приложения к газете «Первое сентября» это издания с подробным методическим материалом для учителей-предметников. Журналы стали очень популярны, потому что избавили педагогов от необходимости изо дня в день готовиться к урокам. В каждом номере каждого издания публикуются поурочные методические разработки, подборки упражнений и заданий с методическими рекомендациями, интересные научно-популярные статьи, сценарии внеклассных занятий, праздников и спортивных мероприятий, репортажи с педагогических конференций и школьных событий, рассказы о работе выдающихся педагогов и о жизни примечательных школ, рецензии на учебные издания. Основное внимание журналы уделяют практической направленности преподавания той или иной дисциплины. Методический материал публикуется на протяжении всего года.
Все журналы пропитаны общей идеей — объединить педагогов, неравнодушных к своей профессии. Поэтому уникальность приложений заключается в том, что они носят интерактивный характер — авторами публикаций (с обязательной редактурой издательства) являются сами читатели. В каждом журнале есть рубрики, основанные на письмах педагогов, психологов, директоров школ, ученых, спортивных тренеров и врачей со всех уголков России. Читатели делятся опытом, сообщают об интересных мероприятиях, прошедших в их учебных заведениях, предлагают свои разработки и сценарии уроков, задания и упражнения для контрольных работ. Более того, все методические материалы, опубликованные в приложениях, — авторские разработки педагогов. Имя автора, названия учебного заведения, где он работает и города, в котором живет, представлены под заголовком публикации, нередко там же дан и портрет педагога. Таким образом, учителя являются не только основной читательской аудиторией приложений, но и авторами и героями публикаций, они сами формируют атмосферу и содержание журналов, которые хотели бы держать в руках.
Кроме того, в каждом издании есть рубрика «Юбилеи наших авторов», в которой редакция того или иного приложения поздравляет педагогов, рассказывает об их личных и профессиональных достижениях и благодарит за сотрудничество.
Еще одна особенность изданий в том, что в одном номере журнала содержится материал, рассчитанный на разные классы и даже школы. Например, издание «Биология» включает рубрики: «Биология для малышей», «Ботаника», «Зоология», «Экология», «Общая биология». Приложение «Искусство» содержит рубрики: «Урок ИЗО», «Урок музыки», «Урок МХК». Издание «Химия» включает материалы по органической и неорганической химии. Журналы физико-математического и лингвистического блоков содержат как простые задания для обычных школ, так и упражнения повышенной сложности — для спецшкол и гимназий. Приложение «Начальная школа» также содержит методические разработки для общеобразовательных школ наряду с положениями концепций систем Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова.
Большинство рубрик в изданиях имеют информирующие заголовки, из них легко можно понять, чему посвящены публикации: «Новости науки», «История науки», «Даты и события», «Репортаж», «Задачи», «Тесты», «Олимпиады», «Готовимся к экзаменам», «Решение задач», «Дидактические материалы», «Материалы к уроку», «Лекции для учителей» и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.