С. Л. Соловейчик говорил о том, что «газета должна помогать учителям чувствовать свою профессию не только как ремесло, но и как искусство, как творчество»[19]. Соответственно, изначально задумывалось: газета «Первое сентября» — для творчества, приложения — для ремесла. Но чем дольше существует издательский дом, тем больше сближаются газета и приложения, тем больше в газете ремесла, а в приложениях — творчества. Так и должно быть, потому что в школе ремесло и творчество должны существовать рядом.
Заключение
В дипломной работе мы представили обзор всех вышедших в «Первом сентября» изданий, а также сделали подробный анализ журнальных приложений с точки зрения структуры, содержания и оформления номеров.
Обзор газеты «Первое сентября» показал, что издание проживает интересную, насыщенную и динамичную жизнь. Несмотря на то, что в судьбе издания случались трудности, «Первое сентября» выстояло и смогло занять прочное место на рынке педагогической периодики. На новый уровень газету вывела Е. Бирюкова, став главным редактором в 2000 г. С тех пор издание выходит на хорошей бумаге, оно увеличилась в объеме, стало более содержательным и разноплановым. Все это позволило расширить и читательскую аудиторию «Первого сентября»: сейчас газета адресована не только педагогам, она в равной степени интересна и школьным психологам, и родителям, и ученикам.
Развиваются и журнальные приложения, меняются их направленность, характер публикуемых материалов и внешний вид. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что это качественные с точки зрения содержания и полиграфического исполнения журналы. Их идея в том, чтобы объединить неравнодушных к своей профессии педагогов с целью обмена опытом. Поэтому уникальность изданий в том, что они носят интерактивный характер: авторами публикаций являются сами читатели (учителя, директора школ, школьные библиотекари, психологи, врачи). Таким образом, читатели сами формируют журнал, который хотели бы держать в руках. За счет этого издания способны сохранять свою индивидуальность и актуальность, варьировать характер содержания номеров.
Анализ показал, что журналы содержат весь необходимый материал для эффективного изучения той или иной дисциплины. Мы систематизировали издания по характеру публикаций, заявленному в подзаголовках, разделив приложения на методические, учебно-методические и научно-методические. Изучив приведенную классификацию, мы пришли к выводу, что подзаголовки некоторых приложений («География», «Школьный психолог», «Физика», «Искусство», «Русский язык», «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык») не в полной мере отражают содержание номеров. Это несоответствие, на наш взгляд, связано с тем, что редакторы не успевают вносить необходимые изменения, так как издания стремительно развиваются и совершенствуются.
Главные публикации изданий — методические разработки и сценарии уроков, школьных праздников, внеклассных мероприятий. Журналы содержат научно-популярные и проблемные статьи, интервью, репортажи. Благодаря научно-популярному характеру издания могут быть полезны не только педагогам, но и людям, проявляющим интерес к той или иной науке или области педагогической деятельности. Все приложения красочно оформлены, снабжены обильным количеством качественных иллюстраций и достаточно интересны, чтобы обратить на себя внимание.
Несмотря на высокое качество и актуальность, тиражи периодики «Первого сентября» падают. Это связано с тем, что издания не содержат рекламы, помещаемой ради коммерческой выгоды (вся реклама в приложениях носит информационный характер). Газета и журналы распространяются только по подписке, их нельзя купить в свободной продаже, и потому читатель о них мало знает. Еще одна причина: на сайте «Первого сентября» представлены электронные версии номеров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.