ВЫСТУПЛЕНИЕ К ЗАЩИТЕ
Тема представленной вашему вниманию выпускной квалификационной работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Общение – это форма взаимодействия человека с другими людьми. один из главных видов деятельности человека,
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте возникает потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. От того, насколько успешно складывается общение со сверстниками, во многом зависит самоощущение и самооценка ребенка, его отношение к другим людям
Для того чтобы общение было продуктивным, необходимо наличие определенных коммуникативных умений. Поэтому актуальными являются вопросы:
- С помощью каких средств можно развивать коммуникативные умения у детей дошкольного возраста? Какие из них являются более эффективными?
Изучением вопросов общения детей, формирования у них коммуникативных умений занимались такие ученые как Борис Герасимович Ананьев, Леонид Абрамович Венгер, Яков Львович Коломинский, Раиса Викторовна Овчарова, Мая Ивановна Лисина, Татьяна Александровна Репина, Антонина Григорьевна Рузская и др.
Совместная деятельность - это наиболее реальная ситуация, в условиях которой главным образом и осуществляется общение, формируются коммуникативные умения. Для дошкольников наиболее характерная ситуация совместной деятельности – игра.
Изучению вопросов развития игры дошкольников, ее роли в целостном развитии ребенка, особенностей взаимодействия взрослого с детьми в игре посвящены работы таких психологов и педагогов как: Лев Семенович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Дибора Владимировна Менджерицкая, Александра Платоновна Усова, Нинель Яковлевна Михайленко, Надежда Александровна Короткова и многие другие.
На основании изучения исследований, посвященных проблеме развития игры и общения детей дошкольного возраста, были определеныобъект и предмет выпускной квалификационной работы.
Целью нашей работы является изучение возможностей сюжетно-ролевой игры вразвитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, проектирование работы по развитию коммуникативных умений у детей через сюжетно-ролевую игру, проверка ее эффективности.
Были поставлены следующие задачи:
3. Спроектировать и осуществить работу по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру, изучить ее эффективность.
Объектом исследования является: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра может являться средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Это становится возможным при следующих условиях:
- если сюжет игры требует от детей согласования замыслов;
- если педагог использует внеситуативно-личностное общение с детьми для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр;
- если у детей сформированы определенные игровые умения.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы увидели важность своевременного формирования у детей коммуникативных умений . Оптимальным возрастным периодом для этого является старший дошкольный возраст, поскольку в это время дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Анализ психолого-педагогических работ Лисиной, Рузской, Мунировой позволяет рассматривать коммуникативные умения как освоенные ребенком способы установления взаимоотношений, включающие в себя 3 вида умений: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.
Группа информационно-коммуникативных уменийсостоит из умений вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, соотносить средства вербального и невербального общения (эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику),
Группа регуляционно-коммуникативных уменийсостоит из умений согласовывать свои действия, мнения, с потребностями товарищей по общению; доверять, поддерживать тех, с кем общаешься (уступать, говорить о своих намерениях, слушать советы других) и тому подобное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.