Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников в условиях детского дома (на примере детского дома № 53 Выборгского района города Санкт-Петербург)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Работа осуществляется  по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. В группе всего 8 человек, из них 4 девочки и 4 мальчика.  Возрастной состав: дети 5–6 лет, только одному мальчику (Жене П.) – 4 года. 

Возрастной состав детей                             таблица №1

№ п/п

Имя ребёнка

Дата рождения

Возраст на 01.02.09г.

Дата поступления в д/дом

Возраст на момент поступления в д/дом

Откуда прибыл ребенок

1

Полина А.

05.12.03г.

5лет 2мес

25.12.07г.

4года

Из семьи

2

Наташа Д.

22.01.03г.

6лет

06.03.08г.

5лет2мес

Из семьи

3

Вика К.

11.02.03г.

6лет

10.04.07г.

4года 2мес

Из семьи

4

Женя П.

17.10.04г.

4года3мес

22.05.07г.

2года 7мес

Из семьи

5

Женя Р.

15.10.03г.

5лет 3мес

22.05.07г.

3года 7мес

Из семьи

6

Саша Т.

11.11.02г.

6лет 2мес

17.03.08г.

5лет 4мес

Из семьи

7

Настя Т

19.01.04г.

5лет

17.03.08г.

4года 2мес

Из семьи

8

Витя Я.

03.04.03г.

5лет 10мес

30.05.07г.

4года 1мес

Из Дома-малютки

Исходя из того, что семья – это первичный фактор социализации, мы посчитали необходимым выяснить, кто из детей имел опыт проживания в семье, а значит, мог иметь  начальный социальный опыт.

Из приведенных данных (табл. №1) следует, что только 1 ребёнок, Витя Я. (5л. 10мес.) поступил из дома малютки, и не имел опыта проживания в семье. У других детей имелся небольшой опыт проживания с родителями в семье. Например, Саша П., Наташа П. до 5 лет проживали с родителями.  Семья для ребенка – важнейший социальный мир, выбрать который или изменить он не может. В семье происходит первичная социализация и воспитание ребенка, в семье осуществляется эмоционально–личностное развитие ребенка, напрямую зависящее  от условий проживания.

Дети поступили в детский дом в основном  из неблагополучных семей, это  дает возможность предположить, что у детей накоплен  отрицательный опыт взаимоотношений в семье.   Дети обычно прибывают из семей в глубоком психологическом кризисе. Все это не проходит бесследно, может в дальнейшем сказываться  на развитии ребенка, его взаимодействии с окружающими, уровне овладения различными видами деятельности.

Наблюдения за деятельностью детей группы в детском доме (на занятиях, в режимных моментах), позволили увидеть проблемы во взаимодействии  детей – частые конфликты, неумение договариваться.

В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи:

1.Выявить социальный статус  детей в группе.

2.Определить уровень игровых умений детей.

3.Выяснить знания детей о труде взрослых.

4.Выявить представления детей о семье как социальном институте.

Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовалась  диагностическая игра «Секрет». Подробная методика игры разработана и описана Т.А. Репиной в книге «Социально-психологическая характеристика группы детского сада». Мы использовали облегченную модификацию игры, предложенную Калининой   Р.Р.       

Для проведения эксперимента были подготовлены по 3 красочные картинки на каждого ребёнка, а также несколько дополнительных. Каждому ребёнку индивидуально мы давали инструкцию: «Сегодня все дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты можешь подарить эти три картинки тем детям, которым захочешь, только каждому по одной» (положительный выбор). У ребёнка также спрашивали, кому из детей он не хотел бы дарить картинку, если бы всем детям хватало, и только трём детям не хватило бы (отрицательный выбор).

В ходе игры мы также выясняли у ребёнка мотивы, почему он выбрал именно этих детей (при положительной и отрицательном выборах). Все ответы фиксировались в протоколе №1 (приложение 1).

Для обработки результатов были использованы следующие критерии, предложенные    Калининой Р.Р.    по определению статуса ребёнка в группе:

1.Количество положительных выборов, полученных каждым ребёнком. Так как каждому ребёнку предлагается выбрать 3-х сверстников, то при равномерном распределении выборов каждый член группы может получить 3 «голоса». Исходя из этого:

2–4 выбора – можно считать нормальным, средним

5–6 выборов – популярный  ребенок

7 и более выборов –  «звезда».

0 положительных выборов –  изолированный.

2.Количество отверженных детей, т.е. детей, которые получили отрицательные выборы  более чем от половины детей.

3.Мотивы выбора сверстника, т. е. те его качества, ради которых дошкольник вступает  в общение. Выделяют три группы мотивов: его умение играть (умение придумывать новое развитие знакомой игры, организовывать игру среди детей), его личностные качества (доброта, неконфликтность, щедрость), инструментальные навыки (умение рисовать, петь

Похожие материалы

Информация о работе