К Группе А – отнесли детей, у которых (недостаточно развиты все три группы -коммуникативных умений) - 4 человека, 20%
В группу В – с недостаточно развитыми регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные умениями , вошло 7 детей, что составило – 35%
группа С – 9 человек -45% коммуникативные умения находятся на высоком уровне.
2-я серия констатирующего эксперимента была направлена на выявление своеобразия проявления коммуникативных умений у детей группы в процессе сюжетно-ролевой игры.
Цель 3ей серии констатирующего эксперимента: изучение особенностей общения воспитателей группы с детьми и ведущей формы общения детей с взрослыми. Было проведено наблюдение за общением воспитателей с детьми. Использовалась методика выявления уровня коммуникативного развития детей 3-7 лет (диагностика форм общения Лисиной М.И.).
Были получены следующие результаты гистограмма 5: ситуативно-деловая форма общения у 35% (7 детей), внеситуативно-познавательная – 25% (5 детей) и только 40% (8 детей) вступают во внеситуативно-личностное общением со взрослыми. (Приложение 7, гистограмма 5)
4-я серия констатирующего эксперимента предназначалась для выявления особенностей организации сюжетно-ролевой игры воспитателями группы. Для этого использовались: уточняющие беседы с воспитателями, наблюдение за играми детей группы. Эти методы помогли выявить, что педагоги диагностируют игровые интересы и предпочтения детей, но не всегда учитывают их при организации сюжетно-ролевых игр.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы выявили детей, нуждающихся в развитии коммуникативных умений . Это помогло определить задачи формирующего эксперимента.
1.Расширить и систематизировать знания воспитателей по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми детей .
2.Создать условия для развития внеситуативно-личностной формы общения у детей, не владеющих ею.
3.Разработать условия для развития коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре.
Для решения первой задачи была проведена консультация с воспитателями группы, в ходе которой были выделены характерные особенности сюжетно-ролевых игр детей 6-го и 7-го года жизни, рекомендованы приемы работы, позволяющие расширять знания детей об окружающем, расширять тематику и содержание игр детей, совершенствовать игровые умения детей. После первого этапа уровень организации и руководства педагогами сюжетно-ролевой игрой повысился. Сюжеты игр стали более интересными, насыщенными
Второй этап формирующего эксперимента включал проведение бесед на личностные темы, что является необходимым условием для формирования внеситуативно-личностного общения. После проведения бесед процентное соотношение форм общения изменилось в положительную сторону: 40% детей (8 челоек) перешли на следующую, более высокую ступень развития общения: У этих детей появилось стремление к взаимопомощи и сопереживанию. Только один ребенок (5%) не смог овладеть внеситуативно-личностной формой общения.
Третий этап формирующего эксперимента был направлен на организацию сюжетно-ролевых игр для развития у детей разнообразных коммуникативных умений. Для этого были отобраны сюжетно-ролевые игры в соответствии с группами коммуникативных умений. (примеры игр)
информационно-коммуникативных умений
регуляционно-коммуникативных умений
аффективно-коммуникативных умений
Повысился и не только уровень отдельных видов коммуникативных умений, но и их общий уровень . Это отражено на гистограмме….
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно отметить, что первоначально только у 5 детей (25%) общий уровень коммуникативных умений был определен как высокий. Контрольный эксперимент показал, что уже у 14 детей (70 коммуникативные умения стали проявляться достаточно ярко
Наблюдения показали, что между детьми реже стали происходить конфликты, которые они стали чаще решать конструктивным способом посредством своих коммуникативных умений У детей появилось стремление к взаимопомощи и сопереживанию. Они стали активнее использовать коммуникативные умения для согласования и реализации замыслов при организации сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, заключающаяся в предположении, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста если:
- если сюжет игры требует от детей согласования замыслов;
- если педагог использует внеситуативно-личностое общение с детьми для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр; была подтверждена полученными результатами экспериментальной работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.