Группа аффективно-коммуникативных уменийосновывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Коммуникативные умения развиваются с освоением различных форм общения.
В исследованиях Майи Ивановны Лисиной выявлены следующие формы общения детей с взрослыми высшей из которых у детей старшего дошкольного возраста является внеситуативно-личностное общение.
Значение данной формы общения в жизни ребенка состоит в освоении детьми правил поведения в социальном мире, в постижении некоторых его законов и взаимосвязей, которые он отражает в своей игре. В таком общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр.
И именно через внеситуативно-личностное общение с взрослыми можно направлять развитие сюжетно-ролевой игры
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.
Однако без помощи взрослых оно почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, , достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
Имеющиеся исследования доказывают, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения старших дошкольников
Дети используют разнообразные коммуникативные умения, направленные на согласование и реализацию игровых замыслов.
Играя, ребенок обучается всему тому, что умеют взрослые. Однако, учитывая, что реальную жизнь преобразовать нельзя, вытекает преимущество сюжетно-ролевой игры – ее можно организовать как совокупность приемов, которые целенаправленно формировали бы положительные умения и навыки общения у детей.
Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи: - выявить, как педагоги общаются с детьми, какую форму общения используют для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр.
-Каковы межличностные взаимоотношения детей группы.
-Изучить особенности владения детьми коммуникативными умениями и их проявление в игре. Также необходимо было выявить особенности организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
В констатирующей части работы было предусмотрено 4 серии экспериментов.
Первая серия была посвящена изучению коммуникативных умений детей. Были отобраны 3 методики:
Диагностическая игра Коломинского «Секрет», в модификации Т.А. Репиной, в основу которой положен принцип «выбор в действии» для изучения межличностных отношений детей в группе, т.к. они влияют на проявления коммуникативных умений.
2 и 3 методика - наблюдение за проявлением коммуникации у детей в естественных условиях и в специально созданных ситуациях. Был использован модифицированный вариант, авторов Бойковых
Данные методики были выбраны в связи с тем, что содержат четкую уровневую систему для обработки полученных данных.
По результатам первой серии констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что:
- Между детьми группы установлены положительные межличностные взаимоотношения, которые носят избирательный характер. Это показала игра «Секрет» Результаты отражены на гистограмме 1, приложение 1-Б
8 чел. (40 %) особенно авторитетные дети
5 чел. (25 %) предпочитаемые дети:
3 чел. (15 %) малоавторитетные дети: .
4 чел. ( 20 %) непопулярные дети:
-Также Мы выявили, что проявление коммуникативных умений детей зависит от ситуации, в которой находятся партнеры взаимодействия Так, при включении детей в специально созданные ситуации общения, было выявлено, что у 75% детей коммуникативные умения проявляются не достаточно. А при общении в естественных условиях, в сюжетно-ролевой игре только у 55% детей не достаточно проявляются коммуникативные умения. Это отражено на гистограммах №2 (в приложении 3-А)
- На основе полученных данных были выделены три группы детей по степени владения коммуникативными умениями Это видно на гистограмме № ….
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.