Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук Ш, буква Ш».
Цель: Программное содержание (пронумеруй задачи) - Закреплять правильное произношение звука Ш, знакомство с буквой Ш. – Развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза слова. – Продолжать развивать у детей внимание, память, воображение. – Продолжать прививать интерес к художественной литературе. – Воспитание аккуратности, усидчивости.
Материал:
Ход занятия.
1 часть – вводная.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришла кошка, но она почему - то очень грустная. Ребята, давайте спросим кошку, что у неё случилось? Воспитатель: Милая Кошка, что с тобой случилось, расскажи нам, может, мы сможем тебе помочь? Кошка: У меня случилась неприятность, я гуляла и нечаянно порезала лапу. Воспитатель: -Ах, какая досада, но ты не расстраивайся, мы с ребятами обязательно придумаем, как тебе помочь, а пока садись с нами рядом, мы с тобой поиграем, и ты не будешь больше грустить.
2 часть – основная.
1) Произнесение чистоговорки в разном темпе.
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем кошке чистоговорку. «Маленькая кошка сидела у окошка, совсем не понарошку мечтала съесть горошку. Но вот беда, что кошки не кушают горошки, а пьют они из плошки парное молоко». Повторить с детьми чистоговорку несколько раз в разном темпе.
Кошка: Как мне приятно, что вы, Ребята, рассказали мне чистоговорку про меня, я даже улыбнулась. А можно и я с вами поиграю? Воспитатель: Конечно кошечка, давай играть вместе.
2) Звуковой анализ звука Ш.
Кошка произносит чистоговорку и задаёт детям вопросы: - Какой звук встречается в чистоговорке чаще других? – Звук Ш гласный или согласный, почему? – Давайте произнесём звук Ш несколько раз и прислушаемся какой он, твёрдый или мягкий (всегда мягкий)? Воспитатель: - Какая же ты образованная кошка. А теперь мы с ребятами будем задавать тебе вопросы, а ты попробуешь на них ответить.
3) Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Воспитатель: Скажи кошечка, а какое слово лишнее?
- Носки, шкаф, платье, брюки. Кошка затрудняется с ответом и просит помощи у детей.
- Почему это слово лишнее? (объяснение детей, выставление картинки на панно)
– Ландыш, рябина, сосна, берёза. Почему это слово лишнее? – Лук, картофель, груша, свекла. Почему это слово лишнее? – Сапоги, тапочки, валенки, шапка. Почему это слово лишнее?
Воспитатель: Какой одинаковый звук встретился в этих «ЛИШНИХ» словах? Правильно, звук Ш. (хорошо бы картинки с изображением этих лишних слов выставить на панно после из называния детьми , чтобы им было легче выделить общий звук)
4) Упражнения на развитие речевого дыхания.
Этот звук ползёт и шипит как змея- ШШШШШ. - Давайте покажем движения змеи. Сделаем волнообразные движения руками вперёд. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу шипите: «ШШШШШШ». - А сейчас давайте накачаем колесо у машины (изобразить движения руками накачивания колеса с произнесением звука Ш отрывисто). - Колесо проткнули гвоздиком и оно сдувается (изобразить сдувающееся колесо, сделать глубокий вдох и на выдохе произнести звук Ш пока не закончится воздух).
5) Артикуляция звука Ш.
Воспитатель: Сегодня мы познакомились (м.б.: поиграли, послушали звук Ш) со звуком Ш. Посмотрите как я произношу этот звук. Губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Широкий язычок образует «Чашечку», а тёплая воздушная струя идёт по центру язычка.
6) Знакомство с написанием буквы Ш.
Звук Ш на письме обозначается буквой Ш (воспитатель выкладывает из палочек букву Ш и предлагает детям выложить букву Ш). Ребята, а на что похожа буква Ш? Выслушать ответы детей (на расчёску, зубную щётку, вилы). А теперь давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала сверху вниз, затем слева направо.
7) Воспроизведение слоговых рядов и чистоговорок.
Ребята, повторяйте за мной. Ша – шо – шу – ши. Аш – ош – уш – иш.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.