Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук Ш, буква Ш»

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе                   «Звук Ш, буква Ш».

Цель:  Программное содержание    (пронумеруй задачи)                                                                                                                                             - Закреплять правильное произношение звука Ш, знакомство с буквой Ш.       – Развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза слова.                                                  – Продолжать развивать у детей  внимание, память, воображение.                                                     – Продолжать прививать интерес к художественной литературе.                                 – Воспитание аккуратности, усидчивости.

Материал:

Ход занятия.

1 часть – вводная.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришла кошка, но она почему - то очень грустная. Ребята, давайте спросим кошку, что у неё случилось?     Воспитатель: Милая Кошка, что с тобой случилось, расскажи нам, может, мы сможем тебе помочь?                                                                                                      Кошка: У меня случилась неприятность, я гуляла и нечаянно порезала лапу.           Воспитатель: -Ах, какая досада, но ты не расстраивайся, мы с ребятами обязательно придумаем, как тебе помочь, а пока садись с нами рядом, мы с тобой поиграем, и ты не будешь больше грустить.

2 часть – основная.

1)  Произнесение чистоговорки в разном темпе.

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем кошке чистоговорку.                     «Маленькая кошка сидела у окошка,                                                                           совсем не понарошку мечтала съесть горошку.                                                                 Но вот беда, что кошки не кушают горошки,                                                                               а пьют они из плошки парное молоко».                                                                    Повторить с детьми чистоговорку несколько раз в разном темпе.

Кошка: Как мне приятно, что вы, Ребята, рассказали мне чистоговорку про меня, я даже улыбнулась. А можно и я с вами поиграю?                              Воспитатель: Конечно кошечка, давай играть вместе.

2)  Звуковой анализ звука Ш.

Кошка произносит чистоговорку и задаёт детям вопросы:                                                    -  Какой звук встречается в чистоговорке чаще других?                                                      – Звук Ш гласный или согласный, почему?                                                                              – Давайте произнесём звук Ш несколько раз и прислушаемся какой он, твёрдый или мягкий (всегда мягкий)?                                                                          Воспитатель:  - Какая же ты образованная кошка. А теперь мы с ребятами будем задавать тебе вопросы, а ты попробуешь на них ответить.

3)  Дидактическая игра «Четвёртый лишний».                                                Воспитатель: Скажи  кошечка, а какое слово лишнее?

-  Носки, шкаф, платье, брюки. Кошка затрудняется с ответом и просит помощи у детей.  

- Почему это слово лишнее?      (объяснение детей, выставление картинки на панно)                                                                                                               

– Ландыш, рябина, сосна, берёза. Почему это слово лишнее?                                                                                                                                                                                                                               – Лук, картофель, груша, свекла.         Почему это слово лишнее?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        – Сапоги, тапочки, валенки, шапка.   Почему это слово лишнее?                                                                                                                                                                                                                               

Воспитатель: Какой одинаковый звук встретился в этих  «ЛИШНИХ» словах? Правильно, звук Ш.  (хорошо бы картинки с изображением этих лишних слов выставить на    панно после из называния детьми , чтобы им было легче выделить общий звук)                                                                                                                                   

4)  Упражнения на развитие речевого дыхания.

Этот звук ползёт и шипит как змея-  ШШШШШ.                                                                       - Давайте покажем движения змеи.                                                                                     Сделаем волнообразные движения руками вперёд. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу шипите: «ШШШШШШ».                                           - А сейчас давайте накачаем колесо у машины (изобразить движения руками накачивания колеса с произнесением звука Ш отрывисто).                                                    - Колесо проткнули гвоздиком и оно сдувается (изобразить сдувающееся колесо, сделать глубокий вдох и на выдохе произнести звук Ш пока не закончится воздух).

5)  Артикуляция звука Ш.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились (м.б.: поиграли, послушали звук Ш) со звуком Ш.  Посмотрите как я произношу этот звук. Губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Широкий язычок образует «Чашечку», а тёплая воздушная струя идёт по центру язычка.

6)  Знакомство с написанием буквы Ш.

Звук Ш на письме обозначается буквой Ш (воспитатель выкладывает из палочек букву Ш и предлагает детям выложить букву Ш). Ребята, а на что похожа буква Ш? Выслушать ответы детей (на расчёску, зубную щётку, вилы). А теперь давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала сверху вниз, затем слева направо.

7)  Воспроизведение слоговых рядов и чистоговорок.

Ребята, повторяйте за мной.                                                                                                         Ша – шо – шу – ши.   Аш – ош – уш – иш.

Похожие материалы

Информация о работе