КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра перинатологии, акушерства и гинекологии лечебного факультета
Зав. кафедрой, профессор Цхай В.Б.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ:
«Диагностика состояний плода.
Гипоксия плода, асфиксия новорожденного»
6 КУРС
Составил: асс. Крюкова М.К.
Тема занятия:
Диагностика состояний плода.
Гипоксия плода, асфиксия новорожденного
АКТУАЛЬНОСТЬ: Гипоксическое состояние плода и новорожденного занимают одно из первых мест среди причин перинатальной заболеваемости и смертности. Они приводят к тяжёлым последствиям со стороны центральной нервной системы и других органов не только в постнатальном периоде, но и в дальнейшей жизни ребёнка. Поэтому профилактика и лечение кислородной недостаточности у плода чрезвычайно важны для обеспечения здоровья будущего поколения.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Цель: Научить студентов оценивать состояние внутриутробного плода, диагностировать гипоксию у плода, выбирать тактику ведения беременной при этом осложнении, планировать родоразрешение; познакомить с объемом реанимационных мероприятии при асфиксии новорожденного и последовательностью их выполнения.
ДЕОНТОЛОГИЯ: Научить студента объяснить необходимость профилактических и лечебных мероприятий при гипоксии плода, возможные осложнения.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: практическое занятие.
Место занятия: Отделение патологии беременности, кабинет функциональной диагностики, родовой зал, отделение новорожденных, учебная комната.
Хронокарта практического занятия – 180 мин
1 |
Знакомство с целью занятия. Оценка исходного уровня знаний студентов |
Учебная комната |
20 мин |
2 |
Работа в родовом блоке, отделении патологии, отделении новорожденных. Сбор акушерского анамнеза. Обследование беременной, роженицы. Оформление истории родов. Диагноз. Составление плана родоразрешения. |
Родовой зал |
90 мин |
3 |
Разбор архивной истории. |
Родовой зал, учебная комната |
30 мин |
4 |
Подведение итогов занятий. Решение ситуационных задач. |
Учебная комната |
30 мин |
5 |
Домашнее задание |
Учебная комната |
10 мин |
Информационный материал
Ценным в диагностике нарушений функций фетоплацентарной системы является определение концентрации плацентарных гормонов (эстриол, плацентарный лактоген), КТГ, ультразвуковое исследование и допплерометрия. Препо-даватель подробно останавливается на этих методах исследования..
В последние годы асфиксия наряду с внутричерепной родовой травмой и аномалиями развития продолжает преобладать в структуре перинатальной смертности и по данным аутопсии составляет 21,4-45,2%.
Нормальное внутриутробное развитие плода зависит от оптимального уровня обменных процессов в организме матери и от диффузионной способности плацентарного барьера. Особенности дыхания плода определяются прежде всего наличием плацентарного кровообращения.
В результате особенностей кровообращения плода (функционирование трех артериовенозных шунтов: венозный (аранциев) проток, межпредсердное овальное отверстие и артериальный (боталлов) проток, его органы и ткани снабжаются кровью с различньм содержанием кислорода.
В наиболее благоприятных условиях кровоснабжения находится печень плода, которая получает почти чистую артериальную кровь (насыщение кислородом около 80%). Достаточно оксигенированная кровь поступает в коронарные артерии и сосуды, питающие мозг (насыщение кислородом 68%). Нижняя часть туловища и нижние конечности снабжаются кровью, бедной кислородом (насыщение ниже 50%).
Таким образом, снабжение организма плода кислородом по сравнению со взрослым организмом значительно ниже. Однако плод не страдает от гипоксии благодаря наличию компенсаторно-приспособительных механизмов. Они следующие:
1) большая дыхательная поверхность ворсин плаценты;
2) скорость кровотока;
3) большой минутный объем сердца (198 мл/кг);
4) высокое содержание гемоглобина;
5) наличие фетального гемоглобина;
6) использование анаэробного гликолиза.
Учитывая особенности метаболизма у плода (накопление кислых продуктов обмена при гипокапнии), следует обратить внимание студентов на то, что по отношению к внутриутробное плоду правильнее использовать термин "гипоксия". В отношении же новорожденных более правильно использовать термин "асфиксия". Далее разбираются причины гипоксии у плода:
1) осложнения беременности и родов, экстрагенитальные заболевания, приводящие к кислородной недостаточности у матери;
2) нарушения плодово-материнского кровообращения;
3) заболевания плода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.