Направления сетевого продвижения инновационного опыта
Использование творческих задач в работе с детьми дошкольного возраста по материалам работы педагогов МДОУ ЦРР детского сада
по ред. Байрамовой ЭА. и Синдяевой О.Н.
В настоящее время основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное, систематическое и результативное руководство формированием творческой личности с целью ее максимального развития и подготовки к выполнению основных социальных функций. Люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений - поистине важнейший капитал современного общества.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 178 «Облачко» в течение нескольких лет занимается системным использованием ТРИЗ – педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.
Анализ научно методических источников, опыт педагогов учреждения позволяет нам сделать вывод, что данная теория обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста. Объединяющим началом всех видов творческих качеств личности является способность человека приобретать новые знания, готовность к решению проблем и проявление исследовательского поведения, а для этого оптимальным условием является использование творческих задач в работе с детьми дошкольного возраста. Творческая задача в работе с детьми 3-7 лет - сложный педагогический вопрос, скорее даже проблема, требующая исследования и разрешения. Потому как именно дошкольный возраст является основополагающим для подготовки человека к жизни в завтрашнем дне, в котором будет много открытых задач.
В ходе сетевого продвижения инновационного опыта нами были определены педагогические условия для использования творческих задач в работе с дошкольниками, организации проектной деятельности, при которых обеспечивается активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников.
Основная цель использования творческих задач в работе с детьми дошкольного возраста: научить детей не бояться решать задачи, не считать полученное решение единственным верным, научить умению оценивать свои идеи с точки зрения идеального конечного результата (экономии времени и средств). Основная цель организации проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста: сформировать у дошкольников умения исследовательского характера.
Сетевое продвижение инновационного опыта именно по данным направлениям связано с тем, что существует тесная связь между обучением детей решать творческие задачи и развитием навыков исследовательской деятельности.
Общеизвестно, что научное знание развивается через фиксацию, обострение и разрешение противоречий. Появляется новое знание или новое наблюдение, которое противоречит старым представлениям - и, разрешая эти противоречия, люди строят новые представления о мире. Издавна люди работали с проблемами, разрешали противоречия методом проб и ошибок.
Существующие современные технологии решения проблем доказывают, что человек, который знает закономерности развития систем, имеет чувствительность к противоречиям, умеет с ними работать, - может решать творческие задачи. Самостоятельно решенная творческая задача дает новое знание решателю. Мало того, что оно присваивается человеку, еще и мотивирует к вычленению новой творческой задачи. Человек окунается в проблемное поле и работа с ним формирует его как исследователя. В конечном счете, о таком человеке можно сказать как о творческой личности, которая сама принимает творческие задачи, умеет с ними работать (решать), а из решения ставит новые задачи.
Такая стратегия жизни должна закладываться с детства. Для того, что бы научить ребенка дошкольника работать с проблемами, необходимо педагогу, работающему с ним уметь самостоятельно получить знания, уметь принимать творческую задачу. Процесс решения позволяет формировать исследовательские умения.
Использование творческих задач с дошкольниками по материалам работы педагогов МДОУ ЦРР детского сада № 178 «Облачко»
Картотека анализа литературных произведений с детьми II младшей группы
«Крошка енот».
1. Герой: енот
2. Что хотел: принести раков к ужину.
3. Что ему мешало: тот, кто сидел в пруду.
4. Что делал, чтобы решить проблему: улыбнулся тому, кто сидит в пруду.
5. Кто или что помогало решить проблему: мама енотиха.
6. Какой получился результат: наловил раков.
7. Совет героя или жизненное правило: будь добрым, не обижай других.
8. Свойство характера героя при решении проблемы: храбрость.
«Сказка о глупом мышонке».
1. Герой: Мама-мышь
2. Что хотел: укачатьмышонка.
3. Что ему мешало: неумение петь.
4. Что она делала, чтобы решить проблему: звала зверей, чтобы они помогли укачать сына.
5. Кто или что помогало решить проблему: кошка, которая сладко пела
6. Какой получился результат: кошка съела мышонка.
7. Совет героя или жизненное правило:
8. Свойство характера героя при решении проблемы: мягкость, податливость, слабость.
«Как коза избу построила».
1. Герой: Коза
2. Что хотела: построить избушку.
3. Что ей мешало: деревья.
4. Что она делала, чтобы решить проблему: спрашивала у всех деревьев разрешения для постройки избушки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.