Проблемные ситуации и творческие задачи как средство формирования исследовательских навыков участников образовательного процесса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Сидорчук Т.А.,

научный руководитель МДОУ № 178 «Облачко», к.п.н.

Проблемные ситуации и творческие задачи

как средство формирования исследовательских навыков

участников образовательного процесса

Современное состояние экономики в нашей стране привело к необходимости переосмыслить основные цели и задачи отечественной педагогики. Сегодня общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке развивающейся личности к творческому труду. Для того, что бы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, подрастающему человеку надо уметь самостоятельно работать с этими ситуациями: исследовать их, преобразовывать и т.д. Очевидно, что в этом случае на первый план выступают умения исследовательского характера, которые обеспечивают так же и активизацию личностного творческого потенциала в целом. Становление основ творческой личности идет возрасте, когда ребенок поступает в школу и на протяжении всех лет обучения в начальной школе.  Те же исследовательские навыки нужны и педагогу, работающему с детьми. Рассматривая в качестве равноправных участников образовательного процесса в ДОУ детей и воспитателей, мы утверждаем, что одним из эффективных средств формирования у них исследовательских навыков являются проблемные ситуации и творческие задачи.

Психолого-педагогическое обоснование формирования основ поисковой, исследовательской деятельности детей в дошкольном и школьном обучении дали В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн, А.И.Савенков, М.Н.Скаткин, С.Т.Щацкий и др.

Главным результатом исследовательской деятельности, как основного вида познавательной деятельности, является новое знание. Если же говорить о детской исследовательской работе, то, как правило, она носит учебный характер и складывается по инициативе воспитателей. Значит, слабо мотивирует ребенка и не всегда достигает должного результата, а значит и новое знание приобретается с малой степенью самостоятельности. Только мотивированная исследовательская работа позволяет сформировать у детей такие умения как самостоятельное наблюдение, выдвижение гипотез, проверка гипотез, эксперимент, рефлексия. Поэтому, разработка критериев оценки полученных результатов и самостоятельное отслеживание их, так же является отличительной чертой уровня творческих работ  детей.  Но мотивировать детскую исследовательскую работу может только тот воспитатель, которому действительно интересно решать проблему. Возникает желание работать с проблемами только тогда, когда педагог знает и умеет как это надо делать.

Таким образом, говоря о поиске средств формирования основ исследовательской работы участников образовательного процесса надо учитывать вопросы:

-  как мотивировать познавательную деятельность;

-  как познакомить с основными этапами исследовательской   работы (наблюдение, выдвижение гипотез, проверка гипотез, эксперимент, рефлексия);

-  как научить самостоятельно отслеживать полученные результаты и выдвигать новые гипотезы.

Считаем необходимым создание педагогической среды, в которой формируются навыков работы с разного рода проблемами, навыки проведения мысленных экспериментов, необходимые для анализа проблем и синтеза решений и речи (решение проблем коммуникации с другими людьми в процессе совместной деятельности).

Проблемные ситуации и творческие задачи базируется на модели

«Элемент – Имя Признака Элемента - Значение этого признака»

В общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для анализа проблемной ситуации и построения приемлемого

Похожие материалы

Информация о работе