ББК88.8 Печатается по решению кафедры
П 78 педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа № 1 (протокол № 18 от 5 сентября 2О01).
Рецензент: Сидорчук Т.А., сертифицированный специалист по ТРИЗ, кандидат педагогических наук.
ББК88.8 П78
П 78 ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО
воображения» : Для работы с детьми 8-12 лет / Отв.редактор Ткач Н.А. -Ульяновск, 2001.- 100 с.
© Тренинг - центр г. Новосибирска, 2001
Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ.............................................. 4
ПОУРОЧНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА........................... 6
1. Воображение............................................................................................ 6
2. Инерция мышления................................................................................. 8
3. Ассоциации............................................................................................... 9
4. Метод маленьких человечков............................................................ 13
5. Расшифровка перепутанных слов...................................................... 19
6. Исключение лишнего слова................................................................ 22
7. Игра «скелет»......................................................................................... 25
8. Составление объявлений и «телеграмм»......................................... 27
9. Построение причинно - следственных связей................................ 29
10. Свойства объектов. Существенные признаки объектов................ 35
11. Поиск сходств и различий в объектах.............................................. 42
11. Поиск общих признаков...................................................................... 44
13. Числовые ряды с закономерностями................................................. 48
14. Системность и системный оператор.................................................. 52
15. Морфологический анализ...... ,............................................................ 58
16. Анализ объекта и его аналогий........................................................... 60
17. Игра "ДА-НЕТ"...................................................................................... 66
18. Противоречия......................................................................................... 70
19. Учимся задавать исследовательские вопросы................................ 75
20. Учимся сочинять сказку....................................................................... 77
21. Учимся анализировать проблемную ситуацию.............................. 81
22. Учимся оценивать и принимать альтернативные стратегии действия................................................. 86
23. Метод фокальных объектов................................................................ 88
24. Шкала "ФАНТАЗИЯ"............................................................................ 90
25. Метод фантаграмм................................................................................ 95
26. Приемы фантазирования...................................................................... 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 100
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Сегодня время активного поиска педагогами новых путей развития творческих способностей детей. Во многих детских садах, школах, гимназиях страны изучается и применяется опыт отечественных и зарубежных педагогов, психологов, с большим или меньшим успехом внедряются обучающие и воспитательные методики развивающего плана.
В России и в ряде стран ближнего, а на сегодняшний день и дальнего зарубежья, стремительно развивается ТРИЗ-педагогика.
Именно она, основываясь на объективных законах развития окружающего мира, дает преподавателю инструментальные правила и приемы развития творческих способностей ребенка.
Предлагаемый курс - результат преподавания РТВ (развитие творческого воображения) в Новосибирске. Представленный материал составлен преподавателями и консультантами "Тренинг - центра" на базе занятий, проводившихся в колледже № 54 и детском кружке г. Новосибирска.
Программа составлена на основе изложенного опыта и опубликованных методик преподавания ТРИЗ-педагогов страны (Хоменко Н.Н., Гафиттулин М., Си-дорчукТ.А., Нестеренко А.А., Мурашковска И. и Мурашковский Ю., Иванов Г.И., Сайфутдинов А.Ф., Рубина Н., Гальетов В.П., Кравцов С. и др.).
Цели программы:
• Ознакомление детей с методами и приемами, способствующими развитию творческого воображения и мышления,
• Формирование навыков их применения в любых видах деятельности.
• Открытие и развития каналов восприятия, как основы для развития воображения (органы чувств: зрение, кинестетика, слух, обоняние, осязание).
• Ознакомление с основами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), как средства решения проблем.
Планирование материала
Методическая подборка включает в себя теоретический материал, упражнения к занятию, дополнительные задания и раздаточный материал.
При построении курса отслеживалось несколько направлений:
— Воображение и фантазирование. Раздел обеспечивает раскрытие каналов восприятия, тренировку разных видов и типов памяти, способность создавать яркие образы.
— Информация и анализ. Раздел снабжает ученика информацией о свойствах и структуре объектов, необходимой для применения инструментария.
— Инструмент. Раздел обеспечивает необходимые качества мышления, такие как системность, последовательность, чувствительность к противоречиям и способность к их решению.
— Продукт: алгоритмы загадок, пословиц, сказок и т.д. Неалгоритмичные методы получения новых идей.
4
Дополнительные задания предназначены для групп с высокой скоростью мышления.
Раздаточный материал следует после каждой темы. Распределение часов по темам
№ |
Тема |
Часы |
|
1. |
Воображение. Понятие о воображении. Виды воображения. |
2 |
|
2. |
Инерция мышления. |
2 |
|
3. |
Ассоциативное мышление. Приемы развитие |
||
ассоциативного мышления. |
2 |
||
4. |
Моделирование маленькими человечками. |
4 |
|
5. |
Расшифровка перепутанных слов. |
2 |
|
6. |
Исключение лишнего слова. |
2 |
|
7. |
Игра «Скелет». Составление фраз из слов «скелетов» |
2 |
|
8. |
Составление «телеграмм» и объявлений. |
2 |
|
9. |
Построение причинно-следственных связей. |
2 |
|
10. |
Свойства объектов. Существенные признаки объектов. |
2 |
|
11. |
Поиск сходств и различий объектов. |
2 |
|
12. |
Поиск общих признаков объектов. |
2 |
|
13. |
Числовые ряды с закономерностями. |
2 |
|
14. |
Системность и системный оператор. |
6 |
|
15. |
Метод морфологического анализа. |
2 |
|
16. |
Анализ объекта и его аналогий. |
2 • |
|
17. |
Игра «ДА-НЕТ» |
2 |
|
18. |
Противоречия. |
4 |
|
19. |
Учимся задавать исследовательские вопросы. |
2 |
|
20. |
Учимся сочинять сказку. |
2 |
|
21. |
Учимся анализировать проблемную ситуацию. |
2 |
|
22. |
Учимся оценивать ситуацию и выбирать альтернативные |
||
стратегии действий. Стратегическая игра «Робинзон». |
2 |
||
23. |
Метод фокальных объектов. |
2 |
|
24. |
Шкала фантазия. |
2 |
|
25. |
Метод фантограмм. |
2 |
|
26. |
Приемы фантазирования. |
2 |
|
ИТОГО |
60 час. |
Организация обучения
Рекомендуемое количество детей в группе 10 -15 человек.
Предлагается строить обучение на сюжетных линиях сказок, загадок, фантастических рассказов. Упражнения и игры построены таким образом, чтобы переключать внимание детей. Совместно с детьми вырабатываются «правила игры» - движение в классе, высказывание идей, перерывы и т.д.
Обязательное «правило игры» - рефлексия после каждого занятия. Дети должны ответить на вопросы: Что делали? Как делали? Для чего делали?
Рефлексия проводится строго индивидуально, рекомендуется письменно.
Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ-РТВ.
5
ПОУРОЧНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Воображение
Цель урока - дать представление о воображении, являющемся основой творческого процесса.
1. Воображение-объяснить понятие.
2. Виды воображения: воссоздающее по описанию, воссоздающее
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.