Программа и методическое обеспечение курса «Развитие творческого воображения»: Для работы с детьми 8-12 лет

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ББК88.8                                                 Печатается по решению кафедры

П 78                                          педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа № 1 (протокол № 18 от 5 сентября 2О01).

Рецензент:     Сидорчук Т.А., сертифицированный специалист по ТРИЗ, кандидат педагогических наук.

ББК88.8 П78

П 78       ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО

воображения» : Для работы с детьми 8-12 лет / Отв.редактор Ткач Н.А. -Ульяновск, 2001.- 100 с.

©    Тренинг - центр г. Новосибирска, 2001


Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ.............................................. 4

ПОУРОЧНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА........................... 6

1.  Воображение............................................................................................ 6

2.  Инерция мышления................................................................................. 8

3.  Ассоциации............................................................................................... 9

4.  Метод маленьких человечков............................................................ 13

5.  Расшифровка перепутанных слов...................................................... 19

6.  Исключение лишнего слова................................................................ 22

7.  Игра «скелет»......................................................................................... 25

8.  Составление объявлений и «телеграмм»......................................... 27

9.  Построение причинно - следственных связей................................ 29

10.  Свойства объектов. Существенные признаки объектов................ 35

11.  Поиск сходств и различий в объектах.............................................. 42

11. Поиск общих признаков...................................................................... 44

13.  Числовые ряды с закономерностями................................................. 48

14.  Системность и системный оператор.................................................. 52

15.  Морфологический анализ...... ,............................................................ 58

16.  Анализ объекта и его аналогий........................................................... 60

17.  Игра "ДА-НЕТ"...................................................................................... 66

18.  Противоречия......................................................................................... 70

19.  Учимся задавать исследовательские вопросы................................ 75

20.  Учимся сочинять сказку....................................................................... 77

21.  Учимся анализировать проблемную ситуацию.............................. 81

22.  Учимся оценивать и принимать альтернативные стратегии действия................................................. 86

23.  Метод фокальных объектов................................................................ 88

24.  Шкала "ФАНТАЗИЯ"............................................................................ 90

25.  Метод фантаграмм................................................................................ 95

26.  Приемы фантазирования...................................................................... 96

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 100


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Сегодня время активного поиска педагогами новых путей развития творческих способностей детей. Во многих детских садах, школах, гимназиях страны изучается и применяется опыт отечественных и зарубежных педагогов, психологов, с большим или меньшим успехом внедряются обучающие и воспитательные методики развивающего плана.

В России и в ряде стран ближнего, а на сегодняшний день и дальнего зарубежья, стремительно развивается ТРИЗ-педагогика.

Именно она, основываясь на объективных законах развития окружающего мира, дает преподавателю инструментальные правила и приемы развития творческих способностей ребенка.

Предлагаемый курс - результат преподавания РТВ (развитие творческого воображения) в Новосибирске. Представленный материал составлен преподавателями и консультантами "Тренинг - центра" на базе занятий, проводившихся в колледже № 54 и детском кружке г. Новосибирска.

Программа составлена на основе изложенного опыта и опубликованных методик преподавания ТРИЗ-педагогов страны (Хоменко Н.Н., Гафиттулин М., Си-дорчукТ.А., Нестеренко А.А., Мурашковска И. и Мурашковский Ю., Иванов Г.И., Сайфутдинов А.Ф., Рубина Н., Гальетов В.П., Кравцов С. и др.).

Цели программы:

•  Ознакомление детей с методами и приемами, способствующими развитию творческого воображения и мышления,

•  Формирование навыков их применения в любых видах деятельности.

•  Открытие и развития каналов восприятия, как основы для развития воображения (органы чувств: зрение, кинестетика, слух, обоняние, осязание).

•  Ознакомление с основами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), как средства решения проблем.

Планирование материала

Методическая подборка включает в себя теоретический материал, упражнения к занятию, дополнительные задания и раздаточный материал.

При построении курса отслеживалось несколько направлений:

— Воображение и фантазирование. Раздел обеспечивает раскрытие каналов восприятия, тренировку разных видов и типов памяти, способность создавать яркие образы.

— Информация и анализ. Раздел снабжает ученика информацией о свойствах и структуре объектов, необходимой для применения инструментария.

— Инструмент. Раздел обеспечивает необходимые качества мышления, такие как системность, последовательность, чувствительность к противоречиям и способность к их решению.

— Продукт: алгоритмы загадок, пословиц, сказок и т.д. Неалгоритмичные методы получения новых идей.

4


Дополнительные задания предназначены для групп с высокой скоростью мышления.

Раздаточный материал следует после каждой темы. Распределение часов по темам

Тема

Часы

1.

Воображение. Понятие о воображении. Виды воображения.

2

2.

Инерция мышления.

2

3.

Ассоциативное мышление. Приемы развитие

ассоциативного мышления.

2

4.

Моделирование маленькими человечками.

4

5.

Расшифровка перепутанных слов.

2

6.

Исключение лишнего слова.

2

7.

Игра «Скелет». Составление фраз из слов «скелетов»

2

8.

Составление «телеграмм» и объявлений.

2

9.

Построение причинно-следственных связей.

2

10.

Свойства объектов. Существенные признаки объектов.

2

11.

Поиск сходств и различий объектов.

2

12.

Поиск общих признаков объектов.

2

13.

Числовые ряды с закономерностями.

2

14.

Системность и системный оператор.

6

15.

Метод морфологического анализа.

2

16.

Анализ объекта и его аналогий.

2   •

17.

Игра «ДА-НЕТ»

2

18.

Противоречия.

4

19.

Учимся задавать исследовательские вопросы.

2

20.

Учимся сочинять сказку.

2

21.

Учимся анализировать проблемную ситуацию.

2

22.

Учимся оценивать ситуацию и выбирать альтернативные

стратегии действий. Стратегическая игра «Робинзон».

2

23.

Метод фокальных объектов.

2

24.

Шкала фантазия.

2

25.

Метод фантограмм.

2

26.

Приемы фантазирования.

2

ИТОГО

60 час.

Организация обучения

Рекомендуемое количество детей в группе 10 -15 человек.

Предлагается строить обучение на сюжетных линиях сказок, загадок, фантастических рассказов. Упражнения и игры построены таким образом, чтобы переключать внимание детей. Совместно с детьми вырабатываются «правила игры» - движение в классе, высказывание идей, перерывы и т.д.

Обязательное «правило игры» - рефлексия после каждого занятия. Дети должны ответить на вопросы:    Что делали?   Как делали?   Для чего делали?

Рефлексия проводится строго индивидуально, рекомендуется письменно.

Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ-РТВ.

5


ПОУРОЧНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Воображение

Цель урока - дать представление о воображении, являющемся основой творческого процесса.

1.  Воображение-объяснить понятие.

2.  Виды воображения: воссоздающее   по описанию, воссоздающее

Похожие материалы

Информация о работе