Кирилюк Н. А.
воспитатель МДОУ №81
г. Нижний Новгород
Формирование представления детей 7-ого года жизни
об объектах материального мира
через игру «ДА – НЕТ».
Цель: умение детей задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», сужать поле поиска, отсекая часть пространства, находить объекты после наименьшего количества вопросов.
Предварительная работа: изготовление игр «да – нет»: цифровые, буквенные, персонажи русских народных сказок, животные, транспорт, одежда.
Ход игры:
Детям был загадан объект в виде звуковой схемы (время года – «осень») и предложено отгадать его, поиграв в игру «да – нет». За каждый выигрыш дети получают фишку определенного цвета (О – красная, С – зелёная, Е – красная, Н – зелёная).
Классификационная игра «Да - Нет» с детьми 6-7 лет.
Линейная игра «Да – Нет» с использованием картинок природного мира.
Цель: Отработка навыка сужения поля поиска от серединного объекта с использованием понятий «выше – ниже».
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполняя правило «найти середину - откинь половину».
Оборудование: картинки с изображением объектов природного мира, расположенные в вертикальном ряду.
Игровое действие: отгадать картинку с помощью сужения поля поиска. Загадан объект морковь.
Вопросы:
- в середине находится редис, вы его загадали?
- нет.
- этот объект находится выше, чем редис?
- нет.
Складывается та часть, в которой нет загаданного объекта.
- в середине находится тыква, вы её загадали?
- нет.
- этот объект находится ниже, чем тыква?
- да.
Складывается та часть игры, в которой нет загаданного объекта.
- в середине находится картофель, вы его загадали?
- нет.
- этот объект находится ниже, чем картофель?
- да.
- это морковь?
- да.Результат: объект отгадан и закреплены правила игры.
Дети за правильный ответ получают фишку красного цвета.
Пространственная игра «ДА – НЕТ» на горизонтальной плоскости.
Цель: учить детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости. Активизировать словарь ориентирами: «дальше – ближе», «правая часть стола – левая часть стола», «правый (левый) дальний (ближний) угол». Угадать геометрическую форму на столе.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет» и сужающие поле поиска. Перечислять предметы нельзя. Играющие должны задавать вопросы с точки зрения загадывающего.
Оборудование: стол, на котором вразброс расположены разные геометрические формы: конус, куб, цилиндр, шар, призма, многогранник, параллелограмм, пирамида.
Игровое действие: отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости.
Вопросы:
- этот объект находится в ближней (дальней) части стола по отношению к вам? (да – нет)
- этот объект находится в правой (левой) части стола по отношению к вам? (да – нет)
- объект находится в правой (левой) ближней (дальней) части стола от вас? (да – нет)
- этот объект находится для вас в правом (левом) ближнем (дальнем) углу? (да)
Результат: отгадана геометрическая форма и закреплены понятия: «правая – левая», «дальняя – ближняя» части стола, «угол», «сторона» стола при боковом расположении играющих.
Дети получают за правильный ответ фишку зелёного цвета.
Объёмная пространственная игра «ДА – НЕТ» в жилом помещении.
Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в жилом помещении путём сужения поля поиска. Развивать умение использовать ориентиры: нижний – верхний этаж, центр этажа, справа – слева от центра, центр, ближняя – дальняя, правая – левая, верхняя – нижняя часть комнаты, верхний – нижний, ближний – дальний, правый – левый угол.
Правила игры: отгадывающий задаёт вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска.
Оборудование: двухэтажный кукольный домик и объекты в нём.
Игровое действие: отгадать объект, спрятанный в одной из комнат двухэтажного жилого помещения с помощью сужения поля поиска.
Вопросы:
- этот объект находится на верхнем (нижнем) этаже? (да – нет).
- в центре этажа находится зал (спальня)? (да – нет).
- этот объект находится справа (слева) от центра? (да – нет).
- это в передней (задней) части комнаты? (да – нет).
- этот объект находится в ближнем (дальнем) правом (левом) углу? (да).
Результат: объект отгадан, закрепляются правила поиска объекта в объёмном пространстве.
Дети за правильный ответ получают фишку красного цвета.
Трёхмерная объёмная пространственная игра «ДА – НЕТ» «Крестики – нолики».
Цель: найти линию, состоящую из трёх шариков в трёхмерном пространстве путём сужения поля поиска, развивать умение использовать ориентиры: верхняя – средняя – нижняя плоскость, центр, правая – левая, ближняя – дальняя, средняя полоса плоскости, центр, правый – левый, ближний – дальний угол плоскости. Умение правильно задавать вопросы о месте нахождения объекта.
Правила игры: загадывающий предлагает отгадать объект (линию из трёх шариков), находящийся на одной из плоскостей или на всех трёх, используя вопросы, сужающие поле поиска.
Оборудование: объёмная игра «крестики – нолики», три шарика.
Игровое действие: отгадать линию в трёхмерном пространстве с помощью алгоритма сужения поля поиска.
Вопросы:
- первый шарик находится на верхней (средней, нижней) плоскости? (да – нет).
- этот шарик находится на средней (ближней, дальней) полосе? (да –нет).
- этот шарик находится в центре правой (левой) полосы? (да – нет).
- этот шарик находится в правом (левом) ближнем (дальнем) углу? (да).
Те же вопросы для нахождения места и двух других шариков, пока не получится прямая линия из них.
Результат: полоса из трёх шариков отгадана, закрепляются правила поиска.
Дети за нахождения прямой из трёх шариков получают последнюю фишку зелёного цвета.
Звуковая схема слова заполнена и детям задаётся ещё раз вопрос:
- какое время года я загадала?
Дети по схеме находят правильный ответ. («осень»)
В конце игры воспитатель предлагает детям поиграть со взрослыми с «данетками», изготовленными своими руками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.