Бурминская Н. Д.
воспитатель
Творческие задания на развитие классификационных умений детей 4-5 лет.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие человека. Установлено, что возможности умственного развития дошкольников очень высоки. Дети могут успешно познавать не только внешние, но и внутренние, существенные связи и отношения.
Психологами доказано, что с четырех лет возможно формирование у детей умений рассматривать предметы в их взаимосвязи, взаимодействии с целыми совокупностями других предметов. Внимание ребенка нацеливается сначала на явно выступающие свойства и признаки предметов, в процессе развития им выделяются все более тонкие различия.
Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций анализа (разложение на составные части) и синтеза (объединение). Эти противоположные мыслительные операции находятся в неразрывном единстве. Дети 4 - 6 лет должны не только получить определенные знания, но и научиться применять их при анализе и синтезе.
Умение классифицировать - одна из составляющих творческих способностей человека. Наша задача состоит не только в обучении детей традиционным классификационным структурам, но и создание ребенком своего варианта классификации в зависимости от принятого основания.
Нам важно было разобраться с понятием «классификация». Выявить классификационные отношения, правила классификации.
Центральным показателем уровня интеллектуального развития ребенка является уровень сформированности операций классификации (Ж.Пиаже).
Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.
Классификационные отношения - это отношения по уровню их обобщенности, или родовидовые отношения (вид - род, род - вид). В основе логической операции обобщения лежат установление соотношения понятий по содержанию (совокупности существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов). Полноценное логическое мышление предполагает одновременный учет этих параметров понятий, разновидности родовидовых отношений - отношения подчинения и соподчинения. В отношении подчинения находятся такие понятия, содержание одного из которых (подчиняющегося) целиком входит в содержание другого
(подчиненного), но не исчерпывает его, а объем второго понятия входит полностью в объем первого, как его часть. Если при этом оба понятия общие (охватывают некоторый класс предметов), то подчиняющееся понятие именуется родовым (родом), а подчиненное - видовым (видом). Такие понятия связаны законом обратного отношения между объемом и содержанием понятий. С увеличением содержания понятий - сужается его объем , с расширением объема - уменьшается содержание понятия. В отношении соподчинения находятся все видовые понятия, подчиненные одному и тому же родовому.
О настоящей классификации можно говорить только тогда, когда понимаются отношения между группой и подгруппой, отношение берется за основу при группировке предметов.
Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов предлагают следующие правила при проведении классификации:
1.В одной и той же классификации необходимо применять только одно основание (основание - это признак, по которому данные предметы делятся на группы или классы).
2.Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
3.Все предметы, после проведенной классификации, должны быть отнесены к какому-либо классу.
4.Подразделение на классы должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс. Ни в коем случае не перескакивать в более отдаленный, иначе не все классифицируемые объекты станут членами такой классификации, следовательно, она будет проведена неверно.
Нами была поставлена задача создания системы работы по развитию классификационных умений и навыков у детей 4-6 лет.
Ребята должны не только получить определенные знания , но и научиться применять их при анализе , синтезе , соотносить их друг с другом , оценивать с новых позиций . Эти способности у ребенка могут сформироваться только при условии системной работы. Главным средством нами были выбраны творческие задания. Последовательность их использования:
1.) Задания по модели мира.
“Мир огромный, по форме - круглый, по составляющим - много всего (перечислить некоторые объекты нашего мира), по цвету - многоцветный “.
2.) Деление мира на природную и рукотворную часть
(обозначение буквами, символами, цветом)
“Все объекты разные: есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют). Есть объекты, созданные природой - это природный мир (море, солнце, деревья)”.
Далее проводится серия игр-заданий на закрепление:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.