Творческие задания на развитие классификационных умений детей 4-5 лет

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Бурминская Н. Д.

воспитатель

Творческие задания на развитие классификационных умений детей 4-5 лет.

В  дошкольном  возрасте  закладывается фундамент  представлений и понятий, который  существенно  влияет  на умственное развитие человека. Установлено,  что  возможности  умственного  развития  дошкольников очень высоки. Дети могут  успешно  познавать  не только внешние, но и внутренние, существенные связи и отношения.

Психологами   доказано,   что   с  четырех  лет  возможно  формирование  у  детей   умений   рассматривать   предметы   в   их взаимосвязи, взаимодействии  с  целыми   совокупностями  других предметов.  Внимание   ребенка   нацеливается   сначала    на  явно выступающие   свойства   и   признаки   предметов,   в    процессе развития им выделяются все более тонкие различия.

Развитие   мышления   невозможно  без  формирования  умственных  операций  анализа (разложение на составные части) и синтеза (объединение). Эти  противоположные  мыслительные   операции  находятся  в  неразрывном единстве. Дети 4 - 6 лет  должны  не  только  получить определенные знания, но и научиться применять их при анализе и синтезе.

Умение классифицировать - одна  из составляющих  творческих способностей человека. Наша задача состоит не только в обучении детей традиционным  классификационным структурам, но  и создание ребенком  своего  варианта  классификации  в  зависимости от принятого основания.

Нам важно было разобраться с понятием «классификация».  Выявить классификационные  отношения, правила классификации.

Центральным показателем уровня интеллектуального развития ребенка является уровень сформированности операций классификации (Ж.Пиаже).

Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Классификационные отношения - это отношения по уровню их обобщенности, или родовидовые отношения (вид - род, род - вид). В основе логической операции обобщения лежат установление соотношения понятий по содержанию (совокупности существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов). Полноценное логическое мышление предполагает одновременный учет этих параметров понятий, разновидности родовидовых отношений - отношения подчинения и соподчинения. В отношении подчинения находятся такие понятия, содержание одного из которых (подчиняющегося) целиком входит в содержание другого

(подчиненного), но не исчерпывает его, а объем второго понятия входит полностью в объем первого, как его часть. Если при этом оба понятия общие (охватывают некоторый класс предметов), то подчиняющееся понятие именуется родовым  (родом), а подчиненное - видовым (видом). Такие понятия связаны законом обратного отношения между объемом и содержанием понятий. С увеличением содержания понятий - сужается его объем , с расширением объема - уменьшается содержание понятия. В отношении соподчинения находятся все видовые понятия, подчиненные одному и тому же родовому.

О настоящей классификации можно говорить только тогда, когда понимаются отношения между группой и подгруппой, отношение берется  за основу при группировке предметов.

Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов предлагают следующие правила при проведении классификации:

1.В одной и той же классификации необходимо применять только одно основание (основание - это признак, по которому данные предметы делятся на группы или классы).

2.Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.

3.Все предметы, после проведенной классификации, должны быть отнесены к какому-либо классу.

4.Подразделение на классы должно быть непрерывным, то есть необходимо брать ближайший подкласс. Ни  в коем случае не перескакивать в более отдаленный, иначе не все классифицируемые объекты станут членами такой классификации, следовательно, она будет проведена неверно.

Нами была поставлена задача создания системы  работы по развитию классификационных умений и навыков у детей 4-6 лет.

Ребята должны не только получить определенные знания , но и научиться применять их при анализе , синтезе , соотносить их друг с другом , оценивать с новых позиций . Эти способности   у ребенка  могут сформироваться только при условии системной работы. Главным средством нами были выбраны творческие задания. Последовательность их использования:

1.)  Задания по модели мира.

 


“Мир огромный, по форме - круглый, по составляющим - много всего (перечислить некоторые объекты нашего мира), по цвету - многоцветный “.

2.) Деление мира на природную и рукотворную часть

(обозначение буквами, символами, цветом)

“Все объекты разные: есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют). Есть объекты, созданные природой - это природный мир (море, солнце, деревья)”.

Далее проводится серия игр-заданий на закрепление:

Похожие материалы

Информация о работе