Исследование степени освоения детьми дошкольного возраста модели «Объект - имя признака - значение имени признака»

Страницы работы

Содержание работы

Воронина И.А.

педагог-психолог МДОУ № 141

Исследование степени освоения детьми дошкольного возраста модели «Объект-имя признака - значение имени признака».

Современный динамично развивающийся мир требует от человека постоянного решения различного рода задач. ТРИЗ педагогика помогает с раннего возраста точно и полно воспринимать объекты окружающего мира, выделяя у них множество признаков. Такое полное и всестороннее восприятие объекта помогает детям лучше ориентироваться в жизни, творчески подходить к решению возникающих проблем и задач.

Восприятие мира идет через восприятие разнообразных свойств и признаков объектов рукотворного и нерукотворного мира. К 6-7 годам ребенок должен уметь выделять в объектах рукотворного мира 18 признаков: цвет, форма, размер, количество, части, звук, запах, температура, вес, влажность, рельеф, материал, структура (соотношение частей), место расположение, ориентация в пространстве, действие, вкус, изменение объекта во времени. Еще один показатель – сила проявления признака для большинства дошкольников оказывается слишком сложным для усвоения. Модель «Объект – имя признака – значение имени признака» как раз и показывает, что у каждого объекта есть признаки, которые мы обозначаем именами (вкус, влажность и т.д.), и у каждого признака есть значения (сладкий, горький, сухой, влажный и т.д.)

В нашем детском саду №141 г. Ульяновска ведется работа по обучению и развитию детей с помощью ТРИЗ педагогики. Мы учим детей описывать, сравнивать, преобразовывать объекты, через выделение и преобразование их признаков. Воспитателями групп и специалистами нашего детского сада были введены схематические изображения каждого из 18 признаков. С использованием этих схем имён  признаков были составлены наглядные пособия, чтобы в удобной для детей игровой форме проводит занятия, развивать способность детей считывать имя признака со схемы.

Цель нашего исследования – определить уровень освоения воспитанниками нашего детского сада модели «Объект-имя признака - значение имени признака». Для этого мы использовали одноименную методику Ефимовой Т.А., которая оценивает 3 ступени освоения модели:

1.  Понимание имени признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте. Это самая первая ступень освоения модели. Далее на ее основе формируется вторая.

2.  Принятие обозначения (схематизация) имени признака. Ребенок понимает, что у объекта есть признак, который выражен графически в виде схемы. При предъявлении схемы признака взрослым, ребенок может считывать его со схемы и называть значение признака в конкретном объекте.

3.  Самостоятельное применение имени признака ребенком (автоматизация). Ребенок, без опоры на схему, конкретизирует признак через его значение у объекта.

Достижение этой ступени возможно в случае успешного освоения двух предыдущих.

Наше исследование проходило с февраля по март 2009 года в ДОУ №141 «Искорка». В исследовании приняли участи 24 ребенка из старшей группы. Мы провели первый этап диагностики. Осенью нами планируется повторное обследование детей с целью отследить динамику освоения модели «Объект – имя признака – значение имени признака».

Материалом для исследования нами был выбран объект рукотворного мира: Хрюша из «Спокойной ночи, малыши». В этой игрушке сочетались различные материалы и поверхности. Обследование проходило с использование наглядных пособий групп со схематическими изображениями признаков, индивидуально с каждым ребенком, в одинаковых условиях и все ответы детей фиксировались в протоколе.

Процедура обследования проходила в 3 этапа:

1.  Ребенку дается инструкция: опиши Хрюшу по признакам, которые ты знаешь.

2.  Ребенку дается инструкция: назови признак, который ты видишь на схеме. Если ребенок его называет, то задается второй вопрос - найди этот признак у Хрюши. Данный этап проводиться с использованием наглядного пособия со схемами признаков. Признаки открываются поочередно.

3.  Ребенку задаются вопросы по не названным им признакам. Например: «Что ты можешь сказать про вкус у Хрюши?», «Что ты можешь сказать про влажность у Хрюши?», «Что ты можешь сказать про части у Хрюши?» и т.д.

Мы исследовали степень освоения 18 признаков, такой признак как сила проявления нами не учитывался.

Обработка результатов исследования проводилась нами тоже в несколько этапов:

1.  По протоколам исследования составляется одна сводная таблица результатов по всей группе детей. Количество признаков по 3 ступеням: автоматизация (3 графа протокола), схематизация (2 графа) и простое понимание (1 графа).

Похожие материалы

Информация о работе