Обучение детей старшего школьного возраста постановке разных типов вопросов

Страницы работы

Содержание работы

Кулькова Л.В.,

воспитатель

Обучение детей старшего школьного возраста

постановке разных типов вопросов

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. В дошкольном возрасте дети очень любят много задавать вопросов. Поэтому, в процессе познания, вопрос играет ключевую роль. Можно без преувеличения сказать, что познание начинается с вопроса. Вопросы – это способ получения информации. Он направляет мышление ребенка на поиск, пробуждает потребность в познании.

В процессе работы было замечено, что дети старшей группы задавали однотипные вопросы. Для развития умения задавать вопросы мы изготовили пособие в форме дидактической игры -  «Радуга вопросов». В этом пособие мы включили вопросы разработанные Фединцевой А.Н. Это : уточняющий, почемучкин, воображаемый, описательный, оценочный, субъективный, восполняющий.

Дети очень любят слушать литературные произведения: сказки, рассказы, стихи. Но при беседе по содержанию не могут конкретно задать тот или иной вопрос. Тогда нам помогли вопросы, которые мы сделали в виде радуги. Каждому цвету радуги соответствует один тип вопроса. Например: красный цвет – субъективный вопрос, оранжевый цвет – уточняющий вопрос, жёлтый цвет -  почемучкин вопрос, зелёный цвет – оценочный вопрос, голубой цвет – описательный вопрос, синий цвет – восполняющий вопрос, фиолетовый цвет – воображаемый вопрос.

Одну неделю мы учили задавать вопросы одного типа, знакомя одновременно со знаком, который обозначает тип вопроса. Ознакомившись  и выучив все типы вопросов,  мы решили поиграть в игру «Журналисты».  Сначала уточнили, кто такие журналисты ?  Что им нужно для работы? И решили взять интервью у сказочных героев литературного произведения Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Задавая конкретный вопрос дети старались правильно его сформулировать. А другие дети должны были правильно ответить на вопрос по содержанию.

Прочитав немало книг,  мы решили взять интервью у других сказочных персонажей литературных произведений. Ребёнок брал конкретный вопрос,  задавал его всем сказочным персонажам конкретного произведения, затем другой ребёнок брал другой вопрос и задавал вопросы этим же сказочным героям. Дети легко справлялись с задаванием вопросов.

Таким образом,  грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить необходимую информацию в системе коммуникации с окружающим миром.

Опираясь на дидактическое пособие «Радуга вопросов» и используя разные типы вопросов, дети взяли интервью у своих родителей об их детстве. И мы создали альбом «Детство наших родителей».

Детям очень понравилось быть «журналистами» и они хотят взять интервью у сотрудников нашего детского сада.

 


Похожие материалы

Информация о работе