Моделирование мыслительных действий при обучении дошкольников

Страницы работы

Содержание работы

Матюшкина И.Ю.,

Зав МДОУ ЦРР № 453, г.Челябинск

Моделирование мыслительных действий

при обучении дошкольников

Интеллект является специфической формой организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. В связи с этим, в условиях семьи или дошкольного учреждения надо организовывать игровые упражнения и творческие задания, связанные с восприятием признаков объектов органами чувств. Ребенок достаточно быстро начинает понимать, что у «умной головы человека есть пять главных помощников – зрение слух, обоняние, осязание и вкус». Рекомендуется постепенно организовывать зону, в которой появляются схематические изображения пяти входных каналов восприятия. Место это следует назвать понятными для ребенка словами: «Как мы познаем мир».

Воспринимая окружающие объекты, в игровой форме необходимо обращать внимание ребенка на схемы анализаторов и выяснять с помощью какого «помощника умная голова узнала» признак объекта. Например: «То, что подоконник теплый – помощница рука помогла умной голове это узнать». Познавая признаки объектов, воспитатель в интеллектуальной зоне вывешивает схематические изображения названий признаков объектов. Например: ребенок указал на яблоко и сказал слово «зеленое» - воспитатель показывает схему признака «цвет» – (изображение радуги или кляксы). Ребенок определил, что игрушка легкая – воспитатель показывает схему признака «вес» – (изображение гири) и т.д. Нами проанализированы названия признаков объектов материального мира, которые дети должны усвоить и сделаны пособия. Игровые упражнения с данным пособием могут быть весьма разнообразными.

Например: «Двойное дно загадки». Воспитатель предлагает раскрыть секрет известной загадки «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Дети «раскрывают» секреты не только угадывают, что это «морковь», но и говорят, как устроена загадка: «сидит» - признак действия, «девица» - объект, «темница» - признак места, «коса» - часть объекта, «улица» - место. Двойное дно загадки «действие – объект- место – часть – место». Практически дети моделируют мыслительные действия. Педагог предлагает схемами обозначить загадку и составить свои варианты на этой основе: «притаился клубочек в темнушке, а колючка на солнышке» - скворец сидел в скворечнике и выставил клюв.

Универсальным средством формирования интеллектуальных способностей ребенка является исследовательский проект. Воспитателю необходимо использовать алгоритм организации исследовательской деятельности и так же вместе с детьми обозначать схемами производимые действия: сбор копилки (информация на какую-то тему), классификация информации (по определенным признакам), составление модели объекта (обобщение), создание нового объекта (конкретизация), презентация (рефлексия) и постановка новой задачи. Фактически проектная деятельность – это исследование учебного характера, при котором у ребенка формируется по определению М.А.Холодной и ее учеников «умозрительная картина мира». У дошкольника появляется универсальный инструмент познания мира и формируется индивидуальный ментальный опыт, идет становление интеллектуальных функций. 

Моделирование мыслительных действий как основное педагогическое средство, способствующее развитию интеллектуально – творческих способностей ребенка является основным инструментом инновационной работы нашего коллектива.

Похожие материалы

Информация о работе