Соколова Е.Н.
воспитатель МДОУ ЦРР № 453, г. Челябинск
Моделирование предложенийдетьми 4-5 лет
Детский сад работает по программе «Из детства в отрочество». В нашей программе большое внимание уделяется развитию речи детей. Одной из ведущих задач для детей среднего возраста является умение ребёнка составлять предложения.
В начале года провели диагностику. Итоги показали, что дети, составляя предложения, используют модель: объект – действия. Предложения односложные, прилагательные отсутствуют, в лучшем случае дети используют такие прилагательные как «красивый», «хороший». Мы поставили перед собой следующую задачу: Обогатить словарный запас детей прилагательными, описывая объект через имена признаков.
На первом этапе нашей работы мы собирали копилку прилагательных. К этой работе были подключены родители. Вместе с детьми родители приносили разнообразные картинки, на обратной стороне которых записывали прилагательные, которыми можно было охарактеризовать этот объект. Каждый из детей, принося картинки в детский сад, показывал и рассказывал, что они придумали. А мы уже в детском саду связывали эти прилагательные с нашим пособием «Имена признаков». Когда дети родителям стали задавать вопрос: «А по какому это признаку?», возникла необходимость провести с родителями консультацию, на которой мы показали и объяснили, что же это такое имена признаков и как с ними работать.
На втором этапе мы создали пособие, которое состоит из мобильных подставок в которые можно вставлять картинки объектов и имена признаков, с помощью которых можно составить схему предложения. Начинали с самых простых предложений состоящих из 3 карточек. Например: рыжая кошка гуляет (признак цвета – объект – признак действия). Закрепив и поняв как это делается, стали добавлять карточки с признаками. Например: пушистая рыжая кошка гуляет по карнизу(признак рельефа – признак цвета – объект – признак действия – признак места). Когда дети научились свободно считывать схему предложения, мы перешли к следующему этапу - моделирование предложения на слух. Мы проговаривала предложение, дети из карточек составляли схему предложения.
Далее мы просили детей самостоятельно придумать предложение и смоделировать его схемой, т.е. ребёнок выступал в роли воспитателя, а мы все вместе считывали предложенную схему. На этом этапе возникло новое препятствие: дети, составляя схему предложения, старались, как можно больше выставить карточек с именами признаков, предложение получалось длинным и не всегда несло смысловой оттенок. Поэтому мы ограничивали количество карточек, заранее ставя задачу - составить схему предложения из 3 – 5 карточек.
К концу года наши дети научились:
Дальнейшая наша работа будет состоять из введения в активную речь детей прилагательных, глаголов, наречий, обозначающих значения признаков. Мы воспользовались опытом работы наших коллег из города Череповца, которые создали картотеку значений имён признаков.
Дети ещё не умеют читать, мы для себя сделали модельки признаков и учимся вместе с детьми. Поэтому можно сделать вывод, что эта работа обогатит не только речь детей, но и нашу речь сделает более образной и красивой. И конечно же планируем ввести в схему предложения – предлоги, ведь предлог – это маленькое слово, как это будет мы ещё не знаем, но будем работать и у нас всё получится.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.