Костылькова Л. Н.
Крохина И. Н.
Смирнова Г. Н.
Проект «Учимся, играя».
Что имеем:
- У детей - дисгармония мотивационно - потребностной сферы: они имеют достаточно правильное представление о характере предстоящей учебной деятельности, однако, эти знания не являются для них побуждающими, они предпочитают сохранить алгоритм жизнедеятельности младшего дошкольника.
- Недостаточность сформированности языковых средств и речевое недоразвитие обуславливает отсутствие положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности. (У 7 детей ОНР 2 ур., у 2 детей несформированность лексико-грамматических средств языка),
- Вербализация (условная) только общей цели при отсутствии вербализации плана деятельности.
- Отсутствие способности к адекватной оценке результатов своей деятельности.
- Родители не осознают тяжести речевого нарушения, отмечая, дефекты произношения некоторых (не всех) звуков, только нескольких мам волнует недоразвитие лексико–грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов они относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана, не владеют игровыми приемами работы с детьми.
2.Цели:
По детям:
- Гармонизация мотивационно - потребностной сферы.
- Создание предпосылок для развития связной речи и формирования коммуникативной компетентности.
По родителям:
- Создать условия для осознания родителями своей роли в процессе развития ребенка, помочь выбрать правильное направление домашнего обучения, познакомить с игровыми методами и приемами, разработанными на основе ОТСМ - ТРИЗ – РТВ.
Предварительный.
Наблюдение за детьми во всех видах деятельности. Диагностика детей.
Родительские встречи (фронтальные и индивидуальные), собеседование с родителями.
Основной.
15 сентября – 15 октября
1 блок.
- Знакомство детей и родителей с умными советами и правилами Гуни (сказочный герой, который будет находиться в группе на протяжении двух лет (Советов и правил должно быть немного и они должны быть системообразующими):
- Не бойся ошибиться, главное - думать.
- Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
- Чтобы мозг развивался, нужно сидеть прямо, потому, что кровь несет по сосудам кислород в мозг, как по железной дороге, а кислород – хлеб для мозга.
- Учись терпению, потому что твоя подсказка – медвежья услуга для друга... и т. п.
- Для мотивации детей и облегчения вхождения в учебную деятельность в процессе занятий, режимных моментов использовали устойчивые выражения и заклички.
- Для усвоения внутреннего плана действий, обобщенных моделей учебной деятельности и формирования способности к самооценке, самоконтролю, к командному взаимодействию ввели рефлексию как один из сильных мыслительных приемов.
- Для оптимизации воспитательно-образовательного процесса ежедневно создавались условия для самостоятельной деятельности детей (развития мелкой моторики, пространственных представлений, сюжетно-ролевых игр, опытническо-исследовательской деятельности и т. Д.), использовались кинезиологические программы, тренинги межполушарного взаимодействия.
2 блок.
- Формирование предпосылок для речевого творчества детей: создание на пассивном, полуактивном уровне рифмы, загадок, лимериков (см. систему заданий по работе с рифмой, лимериками в сборниках «Учимся творчеству № 1, 2), поддержка инициативы детей (стена поэтов и писателей, газета - «как у взрослых»), развиваем образную сторону речи ЧЕРЕЗ работу с ПРИЗНАКАМИ: имя признака – значение признака как «красивое» слово, создание копилок слов – действий, «красивых» слов, работа с книгами прошлых выпусков, с загадочными коробочками (для формирования интереса у детей и родителей к работе над языком, приобщение детей и родителей к широким возможностям языка.).
- Создание условий для усвоения детьми обобщенных моделей рассказы-вания (работа в тетрадях «исследователей», звуковые письма для Гуни и его друзей, составленные на основе Универсальной опорной таблицы, творческие задания по УОТ ( см. картотеку в сб. «Учимся творчеству» №1); подготовительный этап работы по решению творческих задач.
В работе с родителями главными принципами стали принципы системности и обратной связи.Их использование помогло усилить эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.
Система работы с родителями включала:
- индивидуальные рекомендации в домашних тетрадях;
- актуальную информацию в уголке логопеда и групповой газете;
- открытые занятия;
- прослушивание магнитофонных записей с рассказами детей;
- индивидуальные беседы с логопедом, педагогами группы и специалистами МДОУ;
- групповые консультаций и собрания;
- «Школу талантливых родителей талантливых детей».
Окончание проекта «Учимся, играя» стало стартом следующего, уже долгосрочного проекта «Веселые смешарики», инициаторами его стали сами дети.
Работа в проекте помогла организовать ценностное эмоционально-позитивное, развивающее взаимодействие педагога и детей, способствовала заключению основ эмоциональной отзывчивости к процессу общения и познанию объекта, желание осуществлять позитивное речевое взаимодейс- твие с собеседником,
Благодаря отлаженной системе, родители смогли гармонично включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.