Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок

Страницы работы

Фрагмент текста работы

часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные снеговики. Поэтому важно сформировать у ребенка  понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой - мальчик Коля, и он делает одного снеговика.

§  Живым объектам, нарисованным на картинках можно придумать имена, при необходимости обозначить возраст, описать  внешний вид, одежду.

§  На первых этапах  работы  надо подбирать картинки, где основные герои должны быть расположены на переднем плане.

§  В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать, либо быть на втором плане. При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) педагог обращает внимание детей на воробья, который все же присутствует, хотя на 4-ом кадре едва виден. Педагог предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти  летящего в небе воробья (маленькая точка).

Этап 5. "Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает "

Цель: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. Учить делать обобщения (все герои  чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия). По схеме  этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Предложить ребенку поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, для чего он это делал.

Используется  логическая цепочка:

«объект – действие  – цель действия».

Приложение № 7, схема 5.

Пример:

Ребенок выбрал третью картинку  из  серии «Мальчик лепит снеговика».

Возможный диалог:

П.: Назови действия мальчика на картинке.

Р.: Коля ставит голову снеговику.

П.: А что мальчик хотел?

Р.: Он хотел, чтобы у снеговика была голова, и снеговик был красивым.

П.: Найди схему, обозначающую  нашу игру (Схема 6).

Информация для педагогов

§  Педагог акцентирует внимание  детей на изменениях  (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами  на каждой картинке серии.

§  Целесообразно этап «герой – действие – цель» сопровождать  дополнительной  буквенной схемой «Г – Д – Ц».

§  Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей  картинке. Для обеспечения динамичности игры педагог или ребенок отодвигают картинки поочередно, начиная с крайней левой.

Этап 6. "Что за чем?"

Цель: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. По схеме  этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку, переложить ее ближе к себе. Еще раз назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет потом". Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд. Приложение № 7, схема 6.

Пример:

Возможный диалог:

П.: Возьми любую картинку.

Р.: Я хочу взять картинку, где  Коля на большой шар ставит  шар поменьше (вторая картинка сюжета).

П.: А что раньше делал Коля? Что он будет делать потом?

Р.: Вначале он скатал большой ком.

П.: Найди картинку, где Коля  делает большой ком. В какое место  ты поставишь ее? До или после своей картинки?

Р.: Сначала должна быть картинка, где Коля  делает большой ком; затем картинка, где Коля ставит на большой ком,  шар поменьше. Следующая картинка – Коля ставит на второй ком голову снеговика.

П.: Какая картинка будет последней?

Р.: Ребенок  украшает голову снеговика (ведро, глаза, морковка).

П.: Разложи картинки «Кадры фильма», чтобы было понятно,  о чем  наш фильм.

Малыш  раскладывает картинки в логической последовательности.

П.: Найди схему игры «Что сначала, что потом».

Ребенок по просьбе педагога еще раз называет  основную цель героя и оценивает результат его действий.

Р.: Коля хотел слепить снеговика, и у него это хорошо получилось.

П.: Какое свойство характера может быть у Коли?

Р.: Он любит трудиться, он умеет делать хорошие поделки.

П.: Значит можно сказать, что он трудолюбивый и старательный

Похожие материалы

Информация о работе