часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные снеговики. Поэтому важно сформировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой - мальчик Коля, и он делает одного снеговика.
§ Живым объектам, нарисованным на картинках можно придумать имена, при необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.
§ На первых этапах работы надо подбирать картинки, где основные герои должны быть расположены на переднем плане.
§ В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать, либо быть на втором плане. При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) педагог обращает внимание детей на воробья, который все же присутствует, хотя на 4-ом кадре едва виден. Педагог предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти летящего в небе воробья (маленькая точка).
Цель: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. Учить делать обобщения (все герои чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия). По схеме этапа узнавать игровое действие.
Игровое действие
Предложить ребенку поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, для чего он это делал.
Используется логическая цепочка:
«объект – действие – цель действия».
Приложение № 7, схема 5.
Пример:
Ребенок выбрал третью картинку из серии «Мальчик лепит снеговика».
Возможный диалог:
П.: Назови действия мальчика на картинке.
Р.: Коля ставит голову снеговику.
П.: А что мальчик хотел?
Р.: Он хотел, чтобы у снеговика была голова, и снеговик был красивым.
П.: Найди схему, обозначающую нашу игру (Схема 6).
Информация для педагогов
§ Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами на каждой картинке серии.
§ Целесообразно этап «герой – действие – цель» сопровождать дополнительной буквенной схемой «Г – Д – Ц».
§ Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры педагог или ребенок отодвигают картинки поочередно, начиная с крайней левой.
Цель: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. По схеме этапа узнавать игровое действие.
Игровое действие
Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку, переложить ее ближе к себе. Еще раз назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет потом". Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд. Приложение № 7, схема 6.
Пример:
Возможный диалог:
П.: Возьми любую картинку.
Р.: Я хочу взять картинку, где Коля на большой шар ставит шар поменьше (вторая картинка сюжета).
П.: А что раньше делал Коля? Что он будет делать потом?
Р.: Вначале он скатал большой ком.
П.: Найди картинку, где Коля делает большой ком. В какое место ты поставишь ее? До или после своей картинки?
Р.: Сначала должна быть картинка, где Коля делает большой ком; затем картинка, где Коля ставит на большой ком, шар поменьше. Следующая картинка – Коля ставит на второй ком голову снеговика.
П.: Какая картинка будет последней?
Р.: Ребенок украшает голову снеговика (ведро, глаза, морковка).
П.: Разложи картинки «Кадры фильма», чтобы было понятно, о чем наш фильм.
Малыш раскладывает картинки в логической последовательности.
П.: Найди схему игры «Что сначала, что потом».
Ребенок по просьбе педагога еще раз называет основную цель героя и оценивает результат его действий.
Р.: Коля хотел слепить снеговика, и у него это хорошо получилось.
П.: Какое свойство характера может быть у Коли?
Р.: Он любит трудиться, он умеет делать хорошие поделки.
П.: Значит можно сказать, что он трудолюбивый и старательный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.