Усолкина Т.В.
воспитатель МДОУ ЦРР–д/с № 108, г. Миасс
Особенностью нашей группы является то, что она разновозрастная. Это зависит от устройства детского сада. Мы работаем с детьми 4-6 лет. Из-за этого фиксируется достаточно много проблем, связанных с индивидуальным подходом к возрасту и, конечно, в рамках развития речи. Сегодня, для решения этой проблемы используют различные пути. Одни педагоги подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения, занимаются их активизацией, другие - в основном занимаются репродуктивной деятельностью с детьми, не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают.
Задачи развития образной речи, на наш взгляд, только репродуктивным путём решить невозможно. Для того чтобы стимулировать детей к употреблению образной речи, мы взяли такое направление, как составление загадок. Мы заметили, что на материале загадок можно решить множество дидактических проблем: от систематизации признаков предметов и явлений до построения мыслительных моделей и, конечно же, развития ассоциативного мышления. Сочинение загадок ценно тем, что развивается речевое творчество, доступное даже 4-5 летним детям.
Основной целью нашей педагогической деятельности является усвоение детьми алгоритма составления сравнений. Дети думают, что мы составляем загадки, но мы знаем, что это сравнительные обороты речи. Мы предположили, что если дети поймут, каким образом создаются загадки, то это положительно повлияет на развитие образной речи детей, формирование устойчивого желания познавать мир, умений читать и писать.
Обучение детей составлению загадок идёт от полуактивного этапа (мы с детьми составляем общую загадку), к активному (ребёнок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребёнок может пользоваться смешенной моделью по своему усмотрению. Старшим детям мы объясняем модели, а потом они стараются научить составлять загадки более младших детей. Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей последовательности:
1. С детьми выбирается объект, представляется таблица «Какой? Что такое же?» По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений заполняются пустые графы (графически или текстом)
2. С детьми выбирается объект, обозначаются его действия. Работа идёт по таблице «Что делает? Кто или что делает так же?»
Связка сравнений в единый текст загадки строится с помощью речевых оборотов: « Как» или « Но не». При совместном составлении загадок окончательный текст мы читаем вместе с детьми, а потом дети повторяют его самостоятельно. Дразнильная загадка также может использоваться.
На сегодняшний день дети достаточно легко составляют загадки по моделям «Какой? Что такое же?» и «Что делает? Кто или что делает так же?» В дальнейшем мы планируем освоение модели «Части и их количество» и «На что похож, чем отличается». Формы работы используем разные: живое общение, игру, соревнования, КВН-ы, издание книг-самоделок. В свою работу мы активно включаем и родителей: провели для них консультацию- практикум «Обучение составлению загадок». После приобретения родителями первоначальных навыков работы с загадкой, провели КВН «Радужные загадки», в котором участвовали две команды: родители и дети. Основным результатом нашей деятельности является «Книга загадок». Это результат совместной деятельности родителей и детей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.