2. По этой таблице определяется наибольшее, наименьшее и среднее количество признаков по каждой из 3-х ступеней (автоматизация, схематизация, понимание).
3. Определяется уровень освоения:
- высокий уровень освоения соответствует примерно 25% детей, у которых наибольшее количество названных признаков.
- средний уровень соответствует примерно 50% ответов детей.
- низкий уровень соответствует примерно 25% детей, у которых наименьшее количество названных признаков.
4. Составляются графики результатов по 3 ступеням освоения модели.
5. Анализируется степень освоения каждого из 18 признаков по второй ступени освоения признака - схематизация. Это делается для того, что бы понять, какие признаки меньше всего усвоены, и над чем нужно работать.
6. Делаются выводы из исследования и даются рекомендации.
Результаты проведенного нами исследования в старшей группе детей представлены на рисунках 1, 2 и 3.
Рисунок 1.
Из графика 1 видно, что детям пока еще сложно самостоятельно описывать предмет по всем 18 признакам. Большинство пока еще выделяет самостоятельно 1-3 признака.
Рисунок 2.
Из графика 2 видно, что дети могут описывать предмет, считывая признак со схемы. В среднем дети называют 7-12 признаков по схемам. Хотя некоторыми детьми уже освоены 17 признаков предмета. Таким образом, есть потенциал для освоения детьми высшей ступени – самостоятельного применения имени признака.
Рисунок 3.
Из графика 3 видно, что имена признаков уже освоены хорошо и с помощью взрослого большинство детей уже могут назвать значение 13-15 признаков предмета, а некоторые дети и все 18 признаков.
Что касается степени освоения каждого признака на уровне понимания и принятия его схемы ( схематизация), то результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4.
Из графика видно, что лучше всего детьми освоены такие признаки, как цвет, размер, части, вес, а плохо освоены - ориентация предмета в пространстве, структура соотношения частей, изменений предмета во времени и как ни странно количество.
Проанализировав эти данные, мы сделали следующие выводы и рекомендации:
4. Расширять диапазон значений признаков объектов, вводить промежуточные значения: Цвет: разноцветный - одноцветный, тусклый - яркий, темный - светлый и т.д. Форма: плоская - объемная, круг – шар. Температура: холодная - горячая, прохладная - теплая, комнатная и т.д.
6. Провести консультацию с родителями по данной теме. Предложить родителям список признаков, их обозначение и значение, картотеку игр для самостоятельной работы дома с детьми.
Трудности проведения обследования детей с помощью методики Ефимовой Т.А. «Объект – имя признака – значение имени признака»:
Таким образом, методика Ефимовой Т.А. «Объект – имя признака – значение имени признака» доказала свою состоятельность и эффективность в использовании, она позволяет увидеть, над чем нужно работать еще с детьми, но необходима еще работа над ее совершенствованием и внедрением в практику.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.