Кузнецова М.А., Турлакова Г.В.
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №1 «Солнышко»
Особенности составления рассказа
по системному оператору детьми старшего дошкольного возраста
Формирование системного мышления у дошкольников происходит в процессе обучения умению описывать все системные связи любого объекта материального мира с помощью системного оператора. Известно, что системный оператор педагоги применяют как для формирования системного мышления, так и для составления рассказов об объектах и явлениях. В нашем детском саду педагоги учат дошкольников составлять рассказы по предложенной схеме воспитателя. Данная технология формирует 2 типа текста:
· сжатый текст;
· развернутый текст.
Такие умения также необходимы дошкольнику на пороге школы. Так как школьник должен уметь составить не только развернутый текст, но и кратко изложить информацию, четко сформулировать событие в двух трех предложениях. Например:
Флаг России, герб |
||
Другие дети Семья мальчика |
Летчик, танкисты, моряки – Российская армия Застава, друзья пограничники |
Семья Профессиональная семья |
Мальчик- имя- Антошка |
Пограничник – имя Антон функция- охранять границу |
Взрослый мужчина- имя Антон Петрович |
Внешность, одежда Свойства характера |
Внешность, одежда Свойства характера |
Внешность, одежда Свойства характера |
Информационные составляющие экранов
Система |
Пограничник, главная функция охранять границу |
Надсистема |
Солдаты других родов войск, либо надсистема по признаку место - Застава, друзья пограничники. |
Подсистема (делим на две части это внешний вид и свойство характера) |
Свойство характера – пограничник смелый отважный, упорный воин, умеет дружить, знает как управлять военной техникой, знает как применить служебную собаку для качественного выполнения заданий. Внешний вид – у пограничника специальная военная форма, которая позволяет ему быть незаметным в лесу (маскировочный материал) |
Прошлое системы |
Мальчик, который всегда хотел быть защитником Родины. |
Прошлое подсистемы (делим на две части это внешний вид и свойство характера) |
Свойство характера– воспитывал в себе силу воли, занимался спортом, был справедливым в играх, защищал слабых. Внешний вид – любил носить спортивную, удобную одежду. |
Прошлое надсистемы |
Семья мальчика (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Другие дети в нашей стране. |
Будущее системы |
Взрослый мужчина зовут его Антон Петрович. |
Будущее надсистемы |
Его семья жена, дети. Его коллеги по профессии. |
Будущее подсистемы (делим на две части это внешний вид и свойство характера) |
Свойство характера – характер который он приобрел и воспитал в себепомог ему стать отличным специалистом, ответственным работником, хорошо выполняет свою работу, его уважают. Внешний вид – носит деловой костюм, во время занятий спортом спортивный костюм. |
После такого полного разбора объекта в системном операторе педагог предлагает детям составить рассказ по схеме педагога. Схемы сжатого текста:
3 |
4 |
|
2 |
1 |
|
Пример рассказа:
1. В России, в городе Нягань жил мальчик Антон. Когда он вырос, он стал пограничником. Он охранял границу. А потом он вернется с Армии и станет взрослым и будут его звать Антоном Петровичем.
Семен Д. 6 лет.
2. Пограничник Антон охраняет нашу Родину. Раньше он был мальчиком и очень хотел стать военным. У него были друзья, и они играли в военных. А сейчас он на заставе служит и его друзья пограничники.
Кирилл с. 6 лет.
Схемы развернутого текста:
7 |
||
1 |
3 |
5 |
2 |
4 |
6 |
Примеры рассказов:
1. Жил мальчик Андрей. Он мечтал быть военным и защищать Родину. Он занимался спортом, закалялся, хорошо кушал. У него были военные игрушки. Он со своими друзьями любил играть в военных. И когда он вырос, стал пограничником. У него есть пограничная собака. Она помогает ему охранять границу. В Армии он научился метко стрелять, стал сильным, смелым, отважным. Он научился дрессировать собаку. А когда он вернется с Армии, он станет совсем большим. Он станет дядей. Будут его звать Андрей Сергеевич. Он будет работать на заводе, где делают машины. Машины всем нужны, чтобы ездить везде. Он живет в России.
Азалия С. 6 лет.
2. В России, в городе Нягань. Жил мальчик. Его звали Сережа. Он ходил в детский сад. У него было много друзей. Он защищал слабых, никого не обижал, занимался спортом. Он любил играть в военных и хотел стать защитником Родины. Когда он вырос, его забрали в Армию. Сергей стал пограничником. Он стал носить военную форму. Он служил на границе. Его научили пользоваться автоматом, дрессировать собаку. У него появились друзья – пограничники. Они вместе стали охранять границу. А потом он вернулся домой и стал пожарным. Он вместе с другими пожарными спасал всех от пожаров. На работе он носит пожарную одежду и каску, чтобы не сгореть, когда пожар.
Ярослав Ш. 6 лет.
Речевое развитие, по мнению многих специалистов, является ведущим в общем социальном развитии индивида. Развитая речь обеспечивает человеку не только высокий общеинтеллектуальный уровень, но и богатство чувств, разнообразие личностного содержания, сложность и дифференцированность отношений с другими людьми. Системный оператор помогает ребенку не только сформировать системное мышление об определённых объектах, но и повысить уровень монологической речи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.