Особенности составления рассказа по системному оператору детьми старшего дошкольного возраста

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Кузнецова М.А., Турлакова Г.В.

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №1 «Солнышко»

Особенности составления рассказа

 по системному оператору детьми старшего дошкольного возраста

Формирование системного мышления у дошкольников происходит в процессе обучения  умению описывать все системные связи любого объекта материального мира с помощью системного оператора. Известно, что системный оператор педагоги применяют как для формирования системного мышления, так и для составления рассказов об объектах и явлениях. В нашем детском саду педагоги учат дошкольников составлять рассказы по предложенной схеме воспитателя. Данная технология формирует 2 типа текста:

·  сжатый текст;

·  развернутый текст.

Такие умения также необходимы дошкольнику на пороге школы. Так как школьник должен уметь составить не только развернутый текст, но и кратко изложить информацию,  четко сформулировать событие в двух трех предложениях. Например:

Флаг России, герб

Другие дети

Семья

           мальчика

Летчик, танкисты, моряки –

Российская армия            

Застава, друзья    

               пограничники

Семья

          Профессиональная семья

Мальчик- имя- Антошка

Пограничник – имя  Антон

функция- охранять границу

Взрослый мужчина- имя

Антон Петрович

Внешность, одежда

               Свойства                    

                характера

Внешность, одежда

       Свойства

характера

Внешность, одежда

        Свойства

характера

Информационные составляющие экранов

Система

Пограничник, главная функция охранять границу

Надсистема

Солдаты  других родов войск, либо надсистема по признаку место - Застава, друзья  пограничники.

Подсистема

(делим на две части это внешний вид и свойство характера) 

Свойство характера – пограничник   смелый отважный, упорный  воин, умеет дружить,  знает как управлять военной техникой, знает как применить служебную собаку для качественного выполнения заданий.

Внешний вид у пограничника специальная военная форма, которая позволяет ему быть незаметным в лесу (маскировочный материал)

Прошлое системы

Мальчик, который всегда хотел быть защитником Родины.

Прошлое подсистемы

(делим на две части это внешний вид и свойство характера) 

Свойство характера– воспитывал  в себе силу воли, занимался спортом, был справедливым в играх, защищал слабых.

Внешний видлюбил  носить спортивную, удобную  одежду.

Прошлое надсистемы

Семья мальчика (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Другие дети в нашей стране.

Будущее системы

Взрослый мужчина зовут его Антон Петрович.

Будущее надсистемы

Его семья жена, дети.

Его коллеги по профессии.

Будущее подсистемы

(делим на две части это внешний вид и свойство характера) 

Свойство характера характер который он приобрел и воспитал в себепомог ему стать отличным специалистом, ответственным работником, хорошо выполняет свою работу, его уважают.

Внешний видносит деловой костюм, во время занятий спортом спортивный костюм.

После такого полного разбора объекта в системном операторе педагог предлагает детям составить рассказ по схеме педагога. Схемы сжатого текста:

Подпись: 1
		
2	3	4

3

4

2

1

Пример рассказа:

1. В России, в городе  Нягань  жил мальчик Антон. Когда он вырос, он стал пограничником. Он охранял границу. А потом он вернется с Армии и станет взрослым и будут его звать Антоном Петровичем.

Семен Д. 6 лет.

2. Пограничник Антон охраняет нашу Родину. Раньше он был мальчиком и очень хотел стать военным. У него были друзья,  и они играли в военных. А сейчас он на заставе служит и его друзья пограничники.

                                               Кирилл с.  6 лет.

Схемы развернутого текста:

7

1

3

5

2

4

6

Подпись: 1
2	6
	
10
3	5
	8
               	4	
               7	
9

Примеры рассказов:

1. Жил  мальчик Андрей. Он мечтал быть военным и защищать Родину. Он занимался спортом, закалялся, хорошо кушал. У него были военные игрушки. Он со своими друзьями любил играть в военных. И когда он вырос, стал пограничником.  У него есть пограничная собака.  Она помогает ему охранять границу. В Армии он научился метко стрелять, стал сильным, смелым, отважным. Он научился дрессировать собаку. А когда он вернется с Армии, он станет совсем большим. Он станет дядей. Будут его звать Андрей Сергеевич.  Он будет работать на заводе, где делают машины. Машины всем нужны, чтобы ездить везде. Он живет в  России.

Азалия С. 6 лет.

2. В России, в городе  Нягань. Жил мальчик. Его звали Сережа. Он ходил в детский сад. У него было много друзей. Он защищал слабых, никого не обижал, занимался спортом. Он любил играть в военных и хотел стать защитником Родины. Когда он вырос, его забрали в Армию. Сергей  стал пограничником. Он стал носить военную форму. Он служил на границе. Его научили пользоваться автоматом, дрессировать собаку. У него появились друзья – пограничники. Они вместе стали охранять границу. А потом он вернулся домой и стал пожарным. Он вместе с другими пожарными спасал всех от пожаров. На работе он носит пожарную одежду и каску, чтобы не сгореть, когда пожар.                                                  

Ярослав Ш.   6 лет.                             

Речевое развитие, по мнению многих специалистов, является ведущим в общем социальном развитии индивида. Развитая речь обеспечивает человеку не только высокий общеинтеллектуальный уровень, но и богатство чувств, разнообразие личностного содержания, сложность и дифференцированность отношений с другими людьми. Системный оператор помогает ребенку не только сформировать системное мышление об определённых объектах,  но и  повысить уровень монологической речи.

Похожие материалы

Информация о работе