Орлова Т. Ю.
воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 108, г.Миасс
Создание рифмованных текстов с детьми старшего возраста
(в условиях логопедической группы)
Дошкольное детство – это освоение детьми русской речи во всём её многообразии. Дети чувствуют ритм языка, узнают разные эмоциональные характеристики, грамматические формы и так далее. Сложнее это происходит с детьми, у которых имеются нарушения речи. Ребёнок должен захотеть самостоятельно осваивать язык в его многообразии. Игра словом, игра понятиями, игра ритмом часто самоценны, так как преследуют не столько смысловые цели, сколько задачу создания такой смысловой атмосферы, в которой маленькому ребенку будет удобно и комфортно. В нашей группе дети с общим недоразвитием речи, то есть у них нарушены все компоненты речи. У ребят бедный словарный запас как пассивный, так и активный, дефекты произношения, в речи много аграмматизмов, нарушен фонематический слух. Проанализировав эти проблемы, мы пришли к выводу, что именно стихотворная форма будет способствовать обогащению словаря, развитию фонематического слуха, умению чувствовать художественную выразительность слова.
В своей книге "Азбука стихов" М. Шварц правомерно заметил: "Писать стихи – не сложно. Главное – понять, как они устроены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение - вы увидите, что писать стихи не так уж сложно". На наш взгляд, стихи – это дружная компания слов, которые очень подходят друг к другу, как хор или оркестр. Они подпевают друг другу, одно слово поет то же, что и другое. Получается – созвучие, рифма.
Павленко Л.Ф, Абязова Э.А. работая над проблемой обучения детей словообразованию, рифмованию, подбору описательных характеристик объекта, ещё в 90-х годах 20 века доказали возможность обучения детей составлению стихотворных текстов.
Опираясь на этот опыт, мы поставили цель: использовать приёмы рифмования для активизации речи детей с ОНР. Начиная работу по данной проблеме, нами была изучена литература и определены этапы работы.
В качестве подготовки мы стали использовать следующие словесные игры.
1. «Доскажи словечко». Воспитатель читает стихотворение - загадку, а дети должны назвать отгадку рифму.
2. «Чистоговорки». С помощью этой игры дети учатся подбирать рифму к звукосочетанию.
3. «Складные картинки». Дети подбирают картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
4. «Склад – несклад». Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифмы к нему.
Так же интерес к стихотворчеству развивается через заучивание стихотворений, потешек, небылиц, считалок, скороговорок. Всё это побуждает детей к сочинению собственных рифмованных текстов.
НаI этапе дети вместе с родителями составляли рифмы и подбирали соответствующие картинки. (Этот этап длился примерно 2 недели октября)
Примерно 1 месяц мы работали с кругами Луллия. Подбирали рифмованные слова, составляли двустишья. Работа шла с двумя кругами.
После того как дети научились самостоятельно составлять рифмы, мы добавили третий круг на котором расположили карточку с именем признака. Дети составляют рифмующуюся фразу. Например: « Жил кот и был толстый как бегемот».
Когда дети усвоили работу с кругами Луллия и начали включать данные игры в самостоятельную деятельность, мы перешли к третьему этапу, который заключается в работе с таблицей.
Жил-был |
карточка с именем-признаком |
картинка |
И был как |
карточка с именем-признаком |
картинка |
Например: «Жил был рыжий кот и был как толстый бегемот».
Данные упражнения способствовали тому, что дети стали чувствовать рифму, у них улучшился фонематический слух, словарный запас стал шире. Дети используют рифмованные тексты в своих играх. В результате нашей работы появилась книга «Весёлые рифмы».
В дальнейшем планируем начать работу по составлению лимериков - это стихотворение, состоящее из пяти строчек; первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвёртая строчки рифмуются между собой, пятая - содержит вывод.
Жил да был медведь болотный.
Был он добр, но очень мокрый.
По болоту он ходил,
Всех лягушек подавил.
Вот какой неуклюжий был медведь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.