Евстигнеева Н.Н.
воспитатель
Обучение детей 3-4 лет созданию
речевых зарисовок по картине.
Дети младшего дошкольного возраста проявляют исключительную заинтересованность к рассматриванию картин. Этой особенностью следует пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Смотря на картину маленький ребенок все время говорит и педагог в свою очередь должен поддерживать этот детский разговор, руководить их вниманием и языком. Известно, с каким увлечением дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть слезы и огорчения. Когда мы показываем детям красочную картину с понятным содержанием, то даже молчаливые дети, недавно пришедшие в детский сад, вступают в разговор. Картина вызывает активную работу мышления, памяти, речи. При этом можно обучать ребенка связному и последовательному изложению своих мыслей. Начинать надо с того, что взрослый помогает малышу находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко - и слово произношения. Иными словами воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонематическую. В младшем возрасте закладывается начало умения рассказывать по картине. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картинки. Умение рассказывать связно и толково приобретается детьми постепенно, в результате планомерного обучения. Основная форма обучения – игровые задания. Они позволяют усвоить то или иное мыслительное действие по отношению к изображенному и выразить словесно полученное преобразование.
В работе представлена, созданная на основе работ И.Н.Мурашковска, методика обучения составлению речевых зарисовок по картине, в которой успешно достигаются цели развития речи детей 3-4 лет.
Выделим несколько этапов организации обучения:
1- подготовительный.
Его цель: подобрать тематику картин (проведение диагностики речевых способностей детей).
2 этап - занятия по рассматриванию картины (разработка игровых заданий).
3 этап - творческое рассказывание по картине (заполнение дневников развития, анализ детских рассказов).
1 этап – подготовительный.
Проведение диагностики речевых способностей детей.
Были подобраны картины о животных для работы с детьми:
- «Белка в лесу»
- «Медведица с медвежатами»
- «Медведь и пчела»
- «Курица с цыплятами»
2 этап - игры-занятия по рассматриванию картины.
Нами установлено, что работа над одной картиной ведется в течение 1-1,5 мес.
Впервые рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит. В этой ситуации к нам на помощь приходит Волшебник Деления. И на картину посмотрели взглядом «дели!» - сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него, да так, чтобы в глазок попадал один какой-то объект.
Цель: учить определять состав картины
Каждый объект мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками (либо используем заранее подготовленные схемы объектов).
Шаг 2: Игра « Волшебные дорожки»
Цель: учить устанавливать связи и взаимодействия между объектами.
Так как дети затрудняются в игре с Волшебником Объединения (ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может),
Отсюда творческие задания:
* «Что делает?»
Цель: учить с помощью вопроса что делает? называть действие, совершаемое объектом. Формлять свой ответ полным предложением
* «Почемучка»
Цель: развивать умение рассказывать о том, как объекты связаны между собой.
Шаг 3: Характеристика объектов и действий.
А) Метод эмпатии.
Упражнения: «Белочка слышит»; «Лисичка подслушивает»; «Белочка боится»; «Зайка испугался»; «Зайка слышит в лесу»; «У медведя лапа болит» и т. д.
Цель данных упражнений: учить детей представлять себя в качестве кого-нибудь, показывать несложные действия в виде взятого на себя образа.
Эти упражнения можно проводить индивидуально, используя маски, костюмы, что помогает ребенку «войти» в образ. Далее ребенок рассказывает о полученных ощущениях:
«Белочка боится, она услышала как медведь рычит» и т. д.
Б) Использование Волшебной дорожки (морфологический анализ).
Упражнения: «Мое ухо», «Мои глаза», «Моя рука», «Мой нос».
Цель: знакомство с возможностями разных органов восприятия, развитие воображения.
На основе этих упражнений мы учим детей понимать «внутренний» мир картины - не только видеть объекты на картине, но и «слышать» возможные звуки, чувствовать вкус, запах и т.д.
Например: использование «Волшебной дорожки» при рассматривании картины « Белка в лесу».
Листочки на дереве |
Ушки белочки |
Носик белочки |
Лапки белочки |
Язычок белочки |
Глаза белочки |
-Листочки встретились с ушками белочки. Ушки белочки слышат, как листочки поют лесную песенку ш-ш-ш-ш (как листочки испугались ветра, как листочки перешоптываются - большие листочки с маленькими).
-Носик белочки понюхал листочки: большой листочек пахнет цветами, зеленью, а маленькие листочки - медом.( каждый листочек пахнет по-разному: один весной, другой грязный – грязью, чистый листочек- свежей водой.)
Лапки белочки потрогали, погладили большой листочек - толстый, жесткий, гладкий; маленький - тоненький, легкий, шершавый.
Наверху листочки дождик помыл - чистые листочки, а внизу листочки - пыльные, грязные.
Язычок лизнул чистый листочек - такой сладкий!
А грязный листочек - горький!
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.