Обучение детей 3-4 лет созданию речевых зарисовок по картине

Страницы работы

Содержание работы

Евстигнеева Н.Н.

воспитатель

Обучение детей 3-4 лет созданию

речевых зарисовок по картине.

Дети младшего дошкольного возраста проявляют  исключительную  заинтересованность к рассматриванию картин. Этой особенностью следует пользоваться  для  развития  наблюдательности, ясности  мышления  и  языка  детей. Смотря на   картину  маленький  ребенок  все  время  говорит  и  педагог  в  свою  очередь  должен  поддерживать  этот  детский  разговор, руководить  их  вниманием  и  языком. Известно, с каким увлечением дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы. Картиной можно отвлечь ребенка  от нежелательной деятельности, заставить забыть слезы и огорчения.    Когда мы показываем детям красочную картину с понятным содержанием, то даже молчаливые дети,  недавно пришедшие в детский сад,  вступают в разговор.  Картина вызывает активную работу мышления, памяти, речи.  При этом можно обучать ребенка  связному и последовательному изложению своих мыслей. Начинать надо с того, что взрослый помогает малышу находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения логически связывать их друг с  другом, соблюдать нормы звуко - и слово произношения.  Иными словами воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонематическую. В младшем возрасте закладывается  начало умения рассказывать по картине. Степень связности, точности,  полноты  рассказов во многом зависит  от того, насколько правильно ребенок  воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картинки. Умение рассказывать связно и толково приобретается детьми постепенно, в  результате планомерного обучения. Основная форма обучения – игровые задания. Они позволяют усвоить то или иное  мыслительное действие по  отношению к изображенному  и выразить словесно полученное преобразование.

В работе представлена, созданная на основе работ И.Н.Мурашковска, методика обучения составлению речевых зарисовок по картине, в которой успешно достигаются цели развития речи детей 3-4 лет.

Выделим несколько этапов организации обучения:

1-  подготовительный

Его цель: подобрать тематику картин (проведение диагностики речевых способностей детей).                  

2 этап - занятия по рассматриванию картины (разработка игровых заданий).

3 этап - творческое рассказывание  по картине (заполнение дневников развития, анализ детских рассказов).                          

1 этап – подготовительный.

Проведение диагностики речевых способностей детей.

Были подобраны картины о животных для работы с детьми:

- «Белка в лесу»

- «Медведица с медвежатами»

- «Медведь и пчела»

- «Курица с цыплятами»

2 этап -  игры-занятия по рассматриванию картины.

Нами установлено, что работа над одной картиной  ведется в течение 1-1,5 мес.

Впервые рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит. В этой ситуации к нам  на помощь приходит  Волшебник Деления. И на картину посмотрели  взглядом «дели!» - сложили ладошки  вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него, да так, чтобы в глазок попадал  один  какой-то объект.

Шаг 1:  Игра  «Маленький  глазок»

Цель: учить определять состав картины

Каждый объект мы схематически  фиксируем  на  доске, обводя кружочками (либо используем заранее подготовленные схемы объектов).

Шаг 2: Игра « Волшебные дорожки»

Цель: учить устанавливать связи  и взаимодействия  между объектами.

Так как  дети затрудняются  в игре с Волшебником Объединения (ребенок  кружочки  соединил, но объяснить свою мысль не может),

Отсюда  творческие задания:

* «Что делает?»

Цель:  учить с помощью вопроса  что делает? называть действие, совершаемое объектом. Формлять свой ответ полным предложением

* «Почемучка»

Цель: развивать умение рассказывать о том, как объекты связаны между собой.

Шаг 3: Характеристика объектов и действий.

А) Метод эмпатии.

Упражнения: «Белочка слышит»; «Лисичка подслушивает»; «Белочка боится»; «Зайка испугался»; «Зайка слышит в лесу»; «У медведя лапа болит» и т. д.

Цель данных упражнений: учить детей представлять себя в качестве  кого-нибудь, показывать несложные действия в виде взятого на себя образа.

Эти упражнения можно проводить индивидуально, используя маски, костюмы, что помогает ребенку «войти» в образ. Далее ребенок рассказывает о полученных ощущениях:

«Белочка боится, она услышала как медведь рычит» и т. д.

Б) Использование Волшебной дорожки (морфологический анализ).

Упражнения: «Мое  ухо», «Мои глаза», «Моя рука», «Мой нос».

Цель: знакомство с возможностями разных органов восприятия, развитие воображения.

На основе этих упражнений мы учим детей понимать «внутренний» мир картины - не только видеть объекты на картине, но и «слышать» возможные звуки, чувствовать вкус, запах и т.д.

Например: использование «Волшебной дорожки» при рассматривании картины « Белка в лесу».

Листочки на дереве

Ушки белочки

Носик белочки

Лапки белочки

Язычок белочки

Глаза белочки

-Листочки встретились с ушками белочки. Ушки белочки слышат, как листочки поют лесную песенку ш-ш-ш-ш (как листочки  испугались ветра, как листочки перешоптываются -  большие листочки с маленькими).

-Носик  белочки понюхал листочки: большой листочек пахнет цветами, зеленью, а маленькие листочки - медом.( каждый листочек пахнет по-разному: один весной, другой грязный – грязью, чистый листочек- свежей водой.)

Лапки белочки потрогали, погладили большой листочек - толстый, жесткий, гладкий; маленький - тоненький, легкий, шершавый.

Наверху листочки  дождик помыл - чистые листочки, а внизу листочки - пыльные, грязные.

Язычок лизнул чистый листочек - такой сладкий!

А грязный листочек - горький!

Похожие материалы

Информация о работе