Обучение детей 3-4 лет созданию речевых зарисовок по картине, страница 2

Глазки посмотрели на листочки. Какие листочки?

Листочки разные - светлые, темные, большие, маленькие.

На одной ветке листочков много, на другой – мало.

На основе «Волшебной дорожки» можно составить предложения по объектам картины из 3-4 слов.

Шаг 4: Составление образных характеристик.

1.Игра «Отгадайка».

Цель: учить детей отгадывать загадки по одной - двум характеристикам объекта (символическая аналогия).

2. Игра «Составление загадки» (воспитатели вместе с детьми).

Белочка какая?                         Что такое же?

Рыжая                                       кот

Пушистая                                 пух

3. Игра «Какая, какой, какие?»

Цель: развивать умение детей  давать характеристику объекту.

В данной игре иллюстративный материал к сказкам.

4. Творческое задание «Угадай мое настроение».

Цель: учить определять настроение героя изображенного на картинке и попытаться объяснить данное настроение, выяснить причину, активизировать речь детей.

Материал: предметные картинки с ярко выраженным настроением объекта, схематичное изображение настроения.

5. Игра «Назови детенышей», «Скажи ласково», «Подбери цвет».

6. Составление небылиц: медведь скачет по деревьям, как белка; медведь грызет орешки, как белка; белка косолапая, как медведь.

Цель: учить составлять небылицы, используя сравнения фантастического объекта с реальными объектами.

Шаг 5 – активизация словаря. Обогащение словаря через художественное слово. В занятие по картине необходимо включить рассказ (сказку, стихотворение). На занятиях используются литературные произведения о животных изображенных на подобранных картинах. Во второй половине дня (в часы игр) проводятся инсценировки художественных произведений о животных. После показа инсценировки можно оставить обстановку и действующих лиц в распоряжении детей. Дети в течение нескольких дней с удовольствием сами играют этими игрушками, подражая воспитателю, и так же проявляя свое речевое творчество.

Речевая активность детей занимает основное место в дидактических играх. Это дидактические игры  с куклой, с разными игрушками и предметными картинками. В дидактической игре ставим основную цель: обучение навыкам диалогической речи. Можно использовать дидактические игры со звукоподражанием: «Лошадки и кучера», «Гуси», «Угадай, кто пришел?» и т.д.

Шал 6: разные точки зрения.

Игра «А как ты думаешь?»

Цель: развитие самостоятельного индивидуального высказывания ребенка по любому поводу, формирование своей точки зрения.

Например: задаются вопросы по картине:

– А как ты думаешь, зачем белочка забралась так высоко на дерево? А как ты думаешь, зачем мишка пришел на полянку?

Необходимо подводить детей к решению проблемных ситуаций по картине, решению творческих задач.

Творческие задачи по картине:

·  Белочке нужно слезть с дерева, и белочка не может слезть, т.к. там волк. Как быть белочке?

·  Мишка хочет открыть бочку меда и не может открыть, т.к. пчела может укусить. Как быть медведю?

·  Медведица с медвежатами хочет идти домой, но не может идти, т.к. в лесу пожар. Как быть?

Приложение.

Картина «Белка в лесу».

Описание картины: на заднем плане картины изображение леса, на переднем плане картины – изображена ветка дуба, на которой сидит белочка. Время года – лето.

Ходоковская Ксюша ,16.11.98.

Белочка любит орешки, а еще грибочки. У белочки ушки, как кисточки, а глазки как бусинки. Белочка услышала, как падает дерево, на котором она живет и ее детишки – бельчатки. Белочка испугалась, побежала спасать своих бельчат. Взяла бельчат и пошла жить на другое дерево.

Коркина Ира, 16.11.98.

Белочка пушистая, рыженькая, как лисичка. Белочка живет в лесу. Белочка любит орешки, грибочки. Белочка сидит на веточке и слышит, как ветер поет – «у-у-у», и листики шуршат – «ш-ш-ш».

Романова Настя, 23.11.98.

Белочка живет в дупле. Вышла белочка гулять, села на веточку дуба и увидела волка. Белочка испугалась и убежала к себе в дупло. Когда волк ушел, белочка опять вышла гулять. Белочка высоко сидит, далеко глядит и увидела зайца. А зайца белочка не боится. Белочка с зайцем друзья.

Картина «Медведица с медвежатами».

Описание картины: на зеленой полянке стоит березка. В летний ясный день мама медведица с медвежатками вышла погулять.

Евстифеева Нина, 18.01.99.

Мама медведица большая, а медвежата маленькие. Медведица с медвежатами живет в лесу. Они любят мед. И вот пошли они к пчелкам за медом.

Статенен Саша 18.01.99.

У мамы медведицы было два сыночка. Одного звали Мишка-топтыжка, а другого Мишка-неуклюжка. Мишка-неуклюжка всегда идет и падает. Мишка-топтыжка сильно топает ногами. Мама медведица повела на прогулку своих медвежат. Они весело играют.

Картина «Медведь и пчелка».

Описание картины: зеленая полянка с ягодками. На полянке медведь с бочкой меда. Пчела сидит на носу у медведя.

Романова Настя, 20.03.99.

Медведь несет мед. У него наносу пчела сидит. Под ногами у медведя растут ягодки и травка. Медведь разноцветный, потому что его укусила пчела: зачем мой мед ешь? И медведь от боли пчелиной весь позеленел и пожелтел.

Полковников Игорь, 20.03.99.

Медведь большой, а пчелка маленькая. Медведь нашел целую бочку меда. Не успел медведь засунуть лапу в бочку, а там пчела, как выскочит и цап за нос медведя – «не тронь мой мед!»

Статенен Саша, 28.03.99.

Медведь любит мед, ягодки, грибочки. Медведь шел, шел и нашел бочку меда – это пчелкин мед. Пчелка увидела и зажужжала: «Не бойся меня, мишка, кушай мой мед, цветочный мед».

Коростелева Юля, 28.03.99.

Пчелка подружилась с медведем. Пчелка собирает мед с  цветочков, а медведь мед кушает. Пчелка собрала большую бочку меда. Сидят на полянке медведь с пчелкой и разговаривают. Медведь говорит: - «Спасибо пчелка за мед.» А пчелка: - «Кушай мед –болеть не будешь!»