Прямолинейные, декларативные требования соблюдать принятые правила чаще всего оказываются мало эффективными. У детей дошкольного возраста легче и прочнее усвоится то, что им понятно и интересно.
Работая над расширением и уточнением знаний, умений, навыков у детей по здоровому образу жизни, в частности, по правилам дорожного движения мы использовали различные формы обучения:
- проблемно – игровые ситуации;
- рассматривание картин по ПДД (см. приложение № 1);
- комплексные занятия по ЗОЖ;
- чтение и анализ детской художественной литературы и детской научно – популярной (см. приложение № 2);
- разучивание стихов, загадок (см. приложение № 2);
- сюжетно – ролевые игры;
- настольно – печатные игры (см. приложение № 3);
- дидактические игры (см. приложение № 3);
- целевые прогулки (см. приложение № 4);
- консультации для родителей по данной теме (см. приложение № 5).
Нами установлено, что особенно эффективным средством формирования навыков связной речи и усвоения правил дорожного движения является составление сказок.
Этапы по составлению сказок по ПДД.
I этап. Предварительная работа. Составление педагогом перспективного плана по чтению сказок.
II этап. Чтение и анализ литературных произведений по плану.
Цель: дать детям знания о структуре сказки, отметить языковые особенности сказок.
Итог:
III этап. Сочинение сказок (не только по ПДД), используя такие формы организации детей, как:
Согласно перспективному плану, в течение года были составлены сказки по правилам дорожного движения с использованием следующих методов РТВ:
а) используя приём «оживления» (см. приложение № 9);
б) используя прием «наоборот» (см приложение № 10).
Составление сказки методом «Каталога».
Цель: научить детей делать связки между разрозненными словами по единой сюжетной линии; развивать оригинальность воображения; формировать умение рассуждать. Обогащать знания детей по ДПП.
Форма работы: фронтальная.
Алгоритм:
- жил-был кто? (положительный герой).
- Какой он был? Что хорошего умел делать?
- Жил-был кто? (отрицательный герой).
- Какой он был? Что плохого он делал?
- Что плохого сделал положительному герою?
- Кто помог нашему герою?
- Как это произошло?
- Что произошло с друзьями?
Рекомендации:
· После двух – трёх вопросов следует повторить то, что уже известно в сказке.
· Если затрудняются в выборе окончания сказки по книге, то придумывание окончания с помощью «мозгового штурма».
Сочинение сказки по картине с приемом «оживления».
Составление такого типа сказки целесообразнее делать на основе картин по ДПП.
Цель: учить подбирать слова для выражения состояния героя; закреплять умение наделять героев не свойственными для них человеческими качествами; развивать оригинальность воображения; создать условия для «вхождения» детей в образ. Для составления сказки использовать знания по ДПП.
Алгоритм:
Рекомендации:
· Целесообразно применение наглядности со схематическим обозначением качеств объектов.
· Необходимо сделать пособие «мудрая ромашка» - арсенал пословиц, поговорок или правил по ДПП.
Составление сказки с приемом «Наоборот».
Составление такого типа сказки целесообразнее делать на основе картин по ДПП.
Цель: учить детей «входить» в воображаемые ситуации, преобразовывать их на противоположные значения и создавать на этой основе индивидуальные сказки. Развивать произвольность и оригинальность воображения. Учить детей правилам поведения на улице.
Алгоритм:
Рекомендации:
· Зачитывает сказку тот взрослый, который записывал её. Ребенок дополняет текст.
· Целесообразно перед сочинением сказки вспомнить с детьми
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.