Горбонос В.В.,
Заместитель заведующей по ВМР
МА ДОУ МО г.Нягань «Детский сад № 7 «Журавлик»
Освоение модели «Объект - Имя признака - Значение имени признака»
В базисной программе «Истоки», которую реализует наш детский сад, обозначена задача обучение детей различению сенсорных эталонов. Соответственно задача педагогов активизировать психические процессы ощущения и восприятия. Полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, а также для успешной адаптации к окружающему миру в целом.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается процесс познания. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие окружающего мира во всем его многообразии.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, звуке, влажности, температуре, действии, месте расположения, количестве, размере, весе и других. В период с 4-6 лет ребенок способен проводить преобразования признаков предметов (например, добавлять или убирать их).
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В рамках утвержденных министерством образования России программ рекомендуется ознакомление с признаками объектов начиная с двух летнего возраста. Способы формирования сенсорных эталонов сводятся к знакомству со значением признака без указания его имени (например, указывая на мяч, воспитатель спрашивает детей «мяч какой?» без указания про какой признак он хочет услышать ответ). В этом случае дети либо затрудняются что либо ответить, либо называют только значения признаков цвет, реже форму и размер. Очень редко без наводящих вопросов говорят о таких признаках, как рельеф, влажность, температура, место и т.д. Таким образом, ребенок затрудняется делать более глубокие обобщения.
Важнейшим инструментом в формировании обобщения служит понимание понятия ИМЕНИ признака. Что же мы называем признаком любого объекта? «Признак – это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, его знаком» («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожогов и Н.Ю. Шведова, Москва, 1999 год). Исходя из этого определения мы не можем сделать различение между именем признака и значением имени признака. Данное определение не позволяет увидеть кардинальные отличия между обобщающим словом (например «температура») и конкретным проявлением этого имени признака (горячий, тепленький
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.