Система игровых упражнений на основе метода фокальных объектов как средство развития произвольного воображения дошкольников

Страницы работы

Содержание работы

Машкова Е.Н

воспитатель

Система игровых упражнений на основе метода фокальных объектов как средство развития

произвольного воображения дошкольников.

Воображение – что это такое?

В различных источниках можно найти много определений, которые сводятся в основном, к следующему. Воображение – это способность человека представить себе объекты и процессы не воспринимаемые им в данный момент или не существующие (в личном опыте данного человека или вообще в действительности). Воображение является процессом преобразующего отражения  действительности, при котором в результате анализа исходного материала происходит перегруппировка  информации и синтез мысленных моделей объекта и процессов.

Можно выделить три уровня воображения:

1) представление объекта, которые ранее встречались человеку;

2) представление объектов, которые ранее не встречались человеку, но о них есть достаточно полная информация (книги, телевидение, рассказы очевидцев и другие источники информации);

3) представление объектов или процессов не существующих в действительности, при этом у человека отсутствует информации о них. Либо она носит противоречивый характер.

Третий уровень воображения, мы можем назвать фантазией. Ее продукты – те самые мысленные модели системы, не существующих в действительности и есть фантастические идеи. Уровень фантазии человека обычно характеризуется умением генерировать не шаблонные, оригинальные идеи. Эта способность связана, в первую очередь, с умением сбивать психологическую инерцию, которая навязывается привычными характеристиками давно знакомых систем: размерами, весом, функцией системы, временем и местом действия и другими признаками. О вреде психологической инерции, стереотипов мышления при создании нового известно давно, поэтому стали появляться и методы борьбы с психологической  инерцией – это методы активизации творчества. К таким методам относится метод фокальных объектов (МФО).

Основы метода фокальных объектов были разработаны в начале 20 века немецким профессором Ф.Кунце, а затем усовершенствованы американским психологом Ч. Вайтингом. МФО – прекрасное упражнение, развивающее ассоциативность мышления, способствующее улучшению генерирования идей. Этот метод позволяет положительно влиять на развитие ребенка, на его познавательные, эмоциональные, волевые процессы, раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии.

В нашей работе с дошкольниками использован МФО, как система интеллектуально - творческих упражнений. Мы установили, что воспитателю в своей деятельности целесообразнее придерживаться следующей последовательности:

1 этап работы с детьми – это игровые упражнения на выявление разных признаков объектов.

2 этап – на умение разделить и объяснить характерные или специфические признаки объектов.

3 этап – на умение переносить признак одного объекта на другой и объяснять наличие признака у объекта  (полуактивный и активный этапы).

На 1 этапе рекомендуются такие игровые упражнения:

«Какой объект?»

«Цепочка»

«Опиши объект»

«Угадай по описанию»

Например: упражнение «Цепочка».

Цель: учить детей выявлять разные признаки у объектов. Материал: предмет для передачи друг другу (карандаш или палочка), картинки с изображением объектов. Ход деятельности с детьми: воспитатель показывает картинку (н-р: с изображением яблока) и передает палочку любому ребенку, задача которого – назвать признак (н-р: оно зеленое) и передать палочку другому ребенку. Правило: дети не должны повторять признаки объекта на картинке. 

На 2 этапе целесообразно использовать следующие задания:

«Выбери признаки, которые есть и у других объектов»

«Выбери самое главное…»

Например: упражнение «Выбери признаки, которые есть и у других объектов».

Цель: Учить детей выделять характерный признак и специфический признак объекта. Материал: картинки с изображением объектов. Ход деятельности с детьми: воспитатель показывает картинку, дети называют признаки этого объекта и из всех перечисленных признаков выбираются один характерный (встречается у многих объектов) и один специфический (у некоторых) «Очки – круглые (встречается у многих очков и объектов в целом) и солнечные (только у светозащитных очков).

На 3 этапе предлагаются такие упражнения:

«Давай поменяемся!»

«Необычный подарок»

«Укрась объект необычным признаком»

«Карусель»

«Невпопад»

Например: упражнение «Невпопад».

Цель: Продолжать учить детей объяснять на первый взгляд несвойственные для объекта действия. Материал: мяч. Ход деятельности с детьми: воспитатель называет любое действие не свойственное этому предмету. Ребенок должен объяснить, в каких случаях бывает: расческа пишет или цветок летает.

В результате проводимой работы нами установлено, что дети 3-4 лет  могут выделять признаки объекта (1 этап); 4-5 лет могут различать характерные и специфичные признаки объекта. Некоторые дети в этом возрасте, с помощью воспитателя, объясняют перенос признака на другой объект.

Похожие материалы

Информация о работе