Обучение детей старшего дошкольного возраста решению задач прогнозного характера

Страницы работы

Содержание работы

Зиннатуллина Р.М.

воспитатель

Обучение детей старшего дошкольного возраста

решению задач прогнозного характера.

     Проблемы развития творческих способностей дошкольного возраста обозначено в исследованиях педагогов и психологов прошлого и современности. Описаны различные подходы, как прямого, так и косвенного воздействия на формирование продуктивного мышления подрастающего поколения. Очевидно, что и в том и в другом случае, необходим набор средств, который проводит к наилучшим результатам.

  В психологии вопросами формирования диалектического мышления начал заниматься С.Л. Рубинштейн. Продолжили это направление  А.В. Брушлинский, Ю.Н.Пулюткин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и др. Большое значения формированию диалектического мышления придавали П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков.

Вопросами возникновения и развития диалектического мышления у дошкольников занимался Н.Е. Веракса. Исследователем определено, что механизмом мышления на уровне образного отражения складываются к концу дошкольного возраста и представляют собой сложное структурное единство диалектических мыслительных средств и действий, позволяющих детям дошкольного возраста оперировать противоположностями. Диалектическое  мышление дошкольников направлено на преобразование противоречивых проблемных ситуаций, т.е. таких, в которых ребенок устанавливает наличие взаимоисключающих свойств. Исследования Н.Е.Вераксы доказывают возможность целенаправленного воздействия на диалектическое мышления дошкольника.

Пути и методы развития диалектического мышления у детей школьного возраста определены такими исследователями, как М.А.Данилов, В.В.Давыдов, Л.Д. Костенко, Н.В.Миничкина и др. Доказана необходимость использования в обучении структуры диалектико- логических противоречий с помощью диалектических формул; «и то и другое одновременно», «или-или». Формирование этих структур в обучении происходит в особых учебных ситуациях, а так же посредствам диалектического строения учебного материала, специальных занятий и упраженений.

Выбор содержания и формы работы с дошкольниками вызвало ряд затруднений. Ш.Бюллер заложила основы показывающие роль обучения в развитии творческих процессов. Она указывала на то, что «различные творческие способности проявляются в различные возрастные периоды» и ей был поставлен вопрос о необходимости активизации этих возможностей ребенка.

В исследовании Ю.Дери (1987г.) целенаправлено формировалась дивергентная стратегия решения задач. Детям предлагались задания на осуществления действия: «поиск различных направлений в ситуации» на разном материале и на разные приемы мыслительной деятельности.

К. Роджерсом и его сотрудниками было доказано, что надо создавать условия для выявления внутренних возможностей ребенка и в первую очередь - творческих.

Отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, О.К.Тихомиров и др. дали характеристику процесса решения творческой задачи с точки зрения оценки уровня творческого труда. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко) можно сделать вывод, что при работе с открытой задачей процессы мышления и воображения идут параллельно. Мышление должно иметь диалектико-логическую форму, т.е. содержать в себе противоречия, а воображение высокого уровня позволяют снять стереотипы, мешающие найти сильное решение. Этапы мыслительных действий выглядят как перебор вариантов, предположений и проверок.

На наш взгляд, работа на материале творческих задач, наилучшим образом сформирует у ребенка мышление диалектического характера.

А.А.Гин дал характеристику основных типов творческих  задач учебного плана. В работе с детьми 5-7 летнего возраста было использовано 4 типа задач: изобретательские, исследовательские, задачи с недостатком данных и прогнозные задачи.

Нами основная работа проводилась с задачами прогнозного характера. Этот тип задач предполагает анализ положительных и отрицательных последствий известных явлений, открытий или решений.

Основополагающим средством при обучении детей является «многоэкранная схема талантливого мышления» Г.С.Альтшуллера. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовался разработанный Генрихом Сауловичем алгоритм системного мышления.

При решении данных задач можно выделить следующие этапы мыслительных действий:

1 этап – выделяем объект для рассмотрения. На первых занятиях рукотворный объект определяется воспитателем, в дальнейшем выбирается детьми. Картинка с изображением объекта или его буквенное обозначение, располагается в центре системного оператора.

о

2 этап – выделение функций объекта.

Похожие материалы

Информация о работе