Зиннатуллина Р.М.
воспитатель
Обучение детей старшего дошкольного возраста
решению задач прогнозного характера.
Проблемы развития творческих способностей дошкольного возраста обозначено в исследованиях педагогов и психологов прошлого и современности. Описаны различные подходы, как прямого, так и косвенного воздействия на формирование продуктивного мышления подрастающего поколения. Очевидно, что и в том и в другом случае, необходим набор средств, который проводит к наилучшим результатам.
В психологии вопросами формирования диалектического мышления начал заниматься С.Л. Рубинштейн. Продолжили это направление А.В. Брушлинский, Ю.Н.Пулюткин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и др. Большое значения формированию диалектического мышления придавали П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков.
Вопросами возникновения и развития диалектического мышления у дошкольников занимался Н.Е. Веракса. Исследователем определено, что механизмом мышления на уровне образного отражения складываются к концу дошкольного возраста и представляют собой сложное структурное единство диалектических мыслительных средств и действий, позволяющих детям дошкольного возраста оперировать противоположностями. Диалектическое мышление дошкольников направлено на преобразование противоречивых проблемных ситуаций, т.е. таких, в которых ребенок устанавливает наличие взаимоисключающих свойств. Исследования Н.Е.Вераксы доказывают возможность целенаправленного воздействия на диалектическое мышления дошкольника.
Пути и методы развития диалектического мышления у детей школьного возраста определены такими исследователями, как М.А.Данилов, В.В.Давыдов, Л.Д. Костенко, Н.В.Миничкина и др. Доказана необходимость использования в обучении структуры диалектико- логических противоречий с помощью диалектических формул; «и то и другое одновременно», «или-или». Формирование этих структур в обучении происходит в особых учебных ситуациях, а так же посредствам диалектического строения учебного материала, специальных занятий и упраженений.
Выбор содержания и формы работы с дошкольниками вызвало ряд затруднений. Ш.Бюллер заложила основы показывающие роль обучения в развитии творческих процессов. Она указывала на то, что «различные творческие способности проявляются в различные возрастные периоды» и ей был поставлен вопрос о необходимости активизации этих возможностей ребенка.
В исследовании Ю.Дери (1987г.) целенаправлено формировалась дивергентная стратегия решения задач. Детям предлагались задания на осуществления действия: «поиск различных направлений в ситуации» на разном материале и на разные приемы мыслительной деятельности.
К. Роджерсом и его сотрудниками было доказано, что надо создавать условия для выявления внутренних возможностей ребенка и в первую очередь - творческих.
Отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, О.К.Тихомиров и др. дали характеристику процесса решения творческой задачи с точки зрения оценки уровня творческого труда. Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко) можно сделать вывод, что при работе с открытой задачей процессы мышления и воображения идут параллельно. Мышление должно иметь диалектико-логическую форму, т.е. содержать в себе противоречия, а воображение высокого уровня позволяют снять стереотипы, мешающие найти сильное решение. Этапы мыслительных действий выглядят как перебор вариантов, предположений и проверок.
На наш взгляд, работа на материале творческих задач, наилучшим образом сформирует у ребенка мышление диалектического характера.
А.А.Гин дал характеристику основных типов творческих задач учебного плана. В работе с детьми 5-7 летнего возраста было использовано 4 типа задач: изобретательские, исследовательские, задачи с недостатком данных и прогнозные задачи.
Нами основная работа проводилась с задачами прогнозного характера. Этот тип задач предполагает анализ положительных и отрицательных последствий известных явлений, открытий или решений.
Основополагающим средством при обучении детей является «многоэкранная схема талантливого мышления» Г.С.Альтшуллера. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовался разработанный Генрихом Сауловичем алгоритм системного мышления.
При решении данных задач можно выделить следующие этапы мыслительных действий:
1 этап – выделяем объект для рассмотрения. На первых занятиях рукотворный объект определяется воспитателем, в дальнейшем выбирается детьми. Картинка с изображением объекта или его буквенное обозначение, располагается в центре системного оператора.
о |
||
2 этап – выделение функций объекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.