Обучение детей старшего дошкольного возраста решению задач прогнозного характера, страница 3

Дети стоят по кругу, как бы передавая слова из рук в руки. Первый называет слово, «передает» его, касаясь ладошкой руки соседа. Сосед называет функцию, передавая ее своему соседу. Следующий ребенок называет объект, который выполняет данную функцию. Например: птица – летает – самолет – гудит – поезд – везет – машина – едет – трактор – пашет – тракторист – кушает -  ребенок – плачет – мальчик – прыгает – мяч – летит – голубь.

3.  «Дразнилка».

Ведущий обозначает объект, дети определяют его функцию и с помощью суффикса «лка» поддразнивают объект. Например: собака – кусает, значит она кусалка; лает – лаялка; догоняет – догонялка; сторожит дом – сторожилка и т.д.

4.  «Аукцион».

Ведущий предлагает объект для рассмотрения, дети называют его ресурсы, выигрывает тот, кто назовет последнее дело, которое может выполнить объект.

5.  «Что для чего?»

Цель: учить детей отгадывать объект по функции, не называя сам предмет.

Ход: ведущий предлагает одному ребенку выбрать картинку (предметы рукотворного мира). Ребенок, не называя объект, описывает только функцию. Остальные дети отгадывают, что нарисовано на картинке. Например: «это нужно для того, чтобы измерять температуру тела человека» (термометр).

Приложение 2.

Примерные конспекты занятий по обучению детей 5-7 лет решению задач прогнозного характера.

Конспект №1.

Тема: «Больница».

Программное содержание.

1). Побуждать детей строить прогнозы развития систем (полуактивный этап).

2). Закрепить умение детей определять функцию объектов и их общее место нахождения.

Ход занятия:

Организация

Содержание

Игра «Что для чего?» Дети сидят полукругом, лицом к воспитателю. На столе лежит набор картинок (объекты, связанные с больницей) изображениями вниз.

Все отгаданные картинки помещают на доске.

-  Ребята, передо мной лежат картинки. Каждый из вас по очереди, выбирает одну из картинок. И не говоря, что на ней изображено, а называя только функцию объекта, просите других детей отгадать, что нарисовано на картинке.

-  Где можно встретить все эти объекты?

Предполагаемые ответы: в магазине, в аптеке, у медсестры детского сада, в поликлинике, в больнице.

- Совершенно верно, все эти предметы встречаются во всех названных вами учреждениях. А сегодня на системном операторе мы с вами рассмотрим «больницу».

На доске вывешивается системный оператор.

-  Какая основная функция больницы?

Предполагаемые ответы детей: людей лечить; погомать тем, кому нужна помощь; прививки делать, чтобы люди на заболели.

-  А люди для чего приходят в больницу?

Предполагаемый ответ: чтобы лечиться.

- И так, функция больниц – лечить и лечиться.

В центре СО фиксируется основная функция «Л-Л».

Далее рассматривается подсистема больниц.

-  Кто и что есть в больнице? (палаты, лекарства, шприцы, таблетки, врачи, медсестра).

-   Кто выполняет основную функцию? (врачи).

-  Если в больнице будут только врачи. Может ли она быть выполнена? (нет, для того, что бы лечить и лечиться нужны и больные люди).

-  Права ли я, если считаю, что самое главное для врача – это красивое платье и новая прическа (нет самое главное он должен быть в белом халате).

-  Если я надену белый халат, то смогу быть врачом (нет не сможете, потому что вы сейчас здесь).

-  Хорошо, если я сейчас поеду в больницу, надену белый халат, тогда я смогу быть врачом (нет, вы не учились быть врачом, сначала надо выучиться).

-  Какое же основное качество необходимо человеку, чтобы он смог работать врачом? (специальные знания).

Рассматривание надсистемы больницы по назначению и месту нахождения.

-  Ребята, как вы думаете, где должны строить больницы, наверное, в пустынях или высоко в горах? (больницы строят там, где много людей, которые могут заболеть).

-  Кроме больниц какие учреждения или люди могут выполнять функцию – лечить людей?

На системном операторе рассматривается больница прошлого.

-  Скажите, как выполнялась функция лечить и лечиться в прошлом? (были больницы, но только не такие как сейчас, а из одного кабинета; бабушки были, которые лечили людей; были лекари).

-  Хорошо дети, с прошлым больниц вы хорошо знакомы.

Игра «Хорошо - плохо».

На СО рассматривается будущее больниц.

-  Скажите, что плохого в больнице? (нет рядом мамы, скучно; игрушек мало, не всем хватает; домой хочется; страшно, что операцию будут делать; на свежий воздух не пускают).

-  И так, большинство из вас считает самым плохим в больнице то, что там скучно и грустно, а как сделать так, чтобы в больнице будущего не было не скучно, не грустно? (игрушки с собой из дома брать; игровую комнату оборудовать; родителей пускать; детей ночью домой отпускать, а днем лечить, больничный театр устроить).

-  Уже сейчас есть такие больницы, где больные лечатся только днем, а вечером уходят домой, как вы из детского сада. Они называются дневные стационары.

-  А  какие  игрушки  будут   больнице  будущего? (большие, мягкие; роботы  всякие,  другие  электронные  игрушки;  а  еще  куклы  будущего  умеют  говорить. И  не  будет  скучно). Денис, а  могут  быть  лечащие  игрушки? Как  они  лечат?  (К  себе  игрушку  прижмешь, она  свое  тепло  отдает, ребенок  выздоравливает. Куклы будут говорящие, они скажут: «Ты сможешь с нами поиграть, но давай сначала выпьем витаминку». Ребенок съест лекарство и не заметит, что оно горькое).

-  Молодцы, много интересных идей. Мне кажется, что наступит такое время, что больниц не будет, но потребность в лечении еще останется. Где же люди будут лечиться. (Дома). А кто их дома будет лечить. (Мама, бабушка, врач будет приходить).

-  Какими же должны быть родители, что бы выполнить функцию врача? (умными, все уметь). А если больному нужно взять кровь, назначить процедуры и сделать все необходимое, как дома все это сделать? (можно дома специальный кабинет оборудовать). Где взять сложную медицинскую технику, и она же не будет нужна всегда. (Нажимаешь на кнопку и все появляется, как бы снизу или из стенки, а потом все снова убирается). Хорошо отличная идея!

-  А мне хочется верить, что наступит такое время, когда люди не будут болеть и необходимости в лечении не будет. Может ли так быть?  (Люди по утрам будут по одной витаминки принимать и не заболеют, вода целебная будет. Мама во время беременности выпьет таблетку и ребенок никогда не заболеет). Замечательное лекарство вы придумали, как же оно будет называться? («Стрела всем болезням», «Волшебный доктор» «Неболейка», «Чудотворное лекарство»). Молодцы!

-  Мне бы хотелось жить в такое время, когда не будет на земле болезней.

Рисование «Лечащая игрушка».

-  Сейчас, ребята, пройдите, пожалуйста, к столам и нарисуйте «Лечащую игрушку» так как вы ее себе представляете.