Дети стоят по кругу, как бы передавая слова из рук в руки. Первый называет слово, «передает» его, касаясь ладошкой руки соседа. Сосед называет функцию, передавая ее своему соседу. Следующий ребенок называет объект, который выполняет данную функцию. Например: птица – летает – самолет – гудит – поезд – везет – машина – едет – трактор – пашет – тракторист – кушает - ребенок – плачет – мальчик – прыгает – мяч – летит – голубь.
3. «Дразнилка».
Ведущий обозначает объект, дети определяют его функцию и с помощью суффикса «лка» поддразнивают объект. Например: собака – кусает, значит она кусалка; лает – лаялка; догоняет – догонялка; сторожит дом – сторожилка и т.д.
4. «Аукцион».
Ведущий предлагает объект для рассмотрения, дети называют его ресурсы, выигрывает тот, кто назовет последнее дело, которое может выполнить объект.
5. «Что для чего?»
Цель: учить детей отгадывать объект по функции, не называя сам предмет.
Ход: ведущий предлагает одному ребенку выбрать картинку (предметы рукотворного мира). Ребенок, не называя объект, описывает только функцию. Остальные дети отгадывают, что нарисовано на картинке. Например: «это нужно для того, чтобы измерять температуру тела человека» (термометр).
Приложение 2.
Примерные конспекты занятий по обучению детей 5-7 лет решению задач прогнозного характера.
Конспект №1.
Тема: «Больница».
Программное содержание.
1). Побуждать детей строить прогнозы развития систем (полуактивный этап).
2). Закрепить умение детей определять функцию объектов и их общее место нахождения.
Ход занятия:
Организация |
Содержание |
Игра «Что для чего?» Дети сидят полукругом, лицом к воспитателю. На столе лежит набор картинок (объекты, связанные с больницей) изображениями вниз. Все отгаданные картинки помещают на доске. |
- Ребята, передо мной лежат картинки. Каждый из вас по очереди, выбирает одну из картинок. И не говоря, что на ней изображено, а называя только функцию объекта, просите других детей отгадать, что нарисовано на картинке. - Где можно встретить все эти объекты? Предполагаемые ответы: в магазине, в аптеке, у медсестры детского сада, в поликлинике, в больнице. - Совершенно верно, все эти предметы встречаются во всех названных вами учреждениях. А сегодня на системном операторе мы с вами рассмотрим «больницу». |
На доске вывешивается системный оператор. |
- Какая основная функция больницы? Предполагаемые ответы детей: людей лечить; погомать тем, кому нужна помощь; прививки делать, чтобы люди на заболели. - А люди для чего приходят в больницу? Предполагаемый ответ: чтобы лечиться. - И так, функция больниц – лечить и лечиться. |
В центре СО фиксируется основная функция «Л-Л». Далее рассматривается подсистема больниц. |
- Кто и что есть в больнице? (палаты, лекарства, шприцы, таблетки, врачи, медсестра). - Кто выполняет основную функцию? (врачи). - Если в больнице будут только врачи. Может ли она быть выполнена? (нет, для того, что бы лечить и лечиться нужны и больные люди). - Права ли я, если считаю, что самое главное для врача – это красивое платье и новая прическа (нет самое главное он должен быть в белом халате). - Если я надену белый халат, то смогу быть врачом (нет не сможете, потому что вы сейчас здесь). - Хорошо, если я сейчас поеду в больницу, надену белый халат, тогда я смогу быть врачом (нет, вы не учились быть врачом, сначала надо выучиться). - Какое же основное качество необходимо человеку, чтобы он смог работать врачом? (специальные знания). |
Рассматривание надсистемы больницы по назначению и месту нахождения. |
- Ребята, как вы думаете, где должны строить больницы, наверное, в пустынях или высоко в горах? (больницы строят там, где много людей, которые могут заболеть). - Кроме больниц какие учреждения или люди могут выполнять функцию – лечить людей? |
На системном операторе рассматривается больница прошлого. |
- Скажите, как выполнялась функция лечить и лечиться в прошлом? (были больницы, но только не такие как сейчас, а из одного кабинета; бабушки были, которые лечили людей; были лекари). - Хорошо дети, с прошлым больниц вы хорошо знакомы. |
Игра «Хорошо - плохо». На СО рассматривается будущее больниц. |
- Скажите, что плохого в больнице? (нет рядом мамы, скучно; игрушек мало, не всем хватает; домой хочется; страшно, что операцию будут делать; на свежий воздух не пускают). - И так, большинство из вас считает самым плохим в больнице то, что там скучно и грустно, а как сделать так, чтобы в больнице будущего не было не скучно, не грустно? (игрушки с собой из дома брать; игровую комнату оборудовать; родителей пускать; детей ночью домой отпускать, а днем лечить, больничный театр устроить). - Уже сейчас есть такие больницы, где больные лечатся только днем, а вечером уходят домой, как вы из детского сада. Они называются дневные стационары. - А какие игрушки будут больнице будущего? (большие, мягкие; роботы всякие, другие электронные игрушки; а еще куклы будущего умеют говорить. И не будет скучно). Денис, а могут быть лечащие игрушки? Как они лечат? (К себе игрушку прижмешь, она свое тепло отдает, ребенок выздоравливает. Куклы будут говорящие, они скажут: «Ты сможешь с нами поиграть, но давай сначала выпьем витаминку». Ребенок съест лекарство и не заметит, что оно горькое). - Молодцы, много интересных идей. Мне кажется, что наступит такое время, что больниц не будет, но потребность в лечении еще останется. Где же люди будут лечиться. (Дома). А кто их дома будет лечить. (Мама, бабушка, врач будет приходить). - Какими же должны быть родители, что бы выполнить функцию врача? (умными, все уметь). А если больному нужно взять кровь, назначить процедуры и сделать все необходимое, как дома все это сделать? (можно дома специальный кабинет оборудовать). Где взять сложную медицинскую технику, и она же не будет нужна всегда. (Нажимаешь на кнопку и все появляется, как бы снизу или из стенки, а потом все снова убирается). Хорошо отличная идея! - А мне хочется верить, что наступит такое время, когда люди не будут болеть и необходимости в лечении не будет. Может ли так быть? (Люди по утрам будут по одной витаминки принимать и не заболеют, вода целебная будет. Мама во время беременности выпьет таблетку и ребенок никогда не заболеет). Замечательное лекарство вы придумали, как же оно будет называться? («Стрела всем болезням», «Волшебный доктор» «Неболейка», «Чудотворное лекарство»). Молодцы! - Мне бы хотелось жить в такое время, когда не будет на земле болезней. |
Рисование «Лечащая игрушка». |
- Сейчас, ребята, пройдите, пожалуйста, к столам и нарисуйте «Лечащую игрушку» так как вы ее себе представляете. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.