Основная функция фиксируется в центре СО. При первоначальном рассматривании сложных систем у детей происходит смешение функций, основной и дополнительных. Для устранения этих недостатков использовали следующие игры: «Что умеет делать», «Передай соседу слова», «Дразнилка», «Аукцион», «Что для чего» (см. приложение 1).
3 этап - анализ составляющих системы для выполнения главной функции (подсистема).
Фиксируются только главные части объекта, которые позволяют ему выполнить функцию.
4 этап – выяснение места обитания или функционирования объекта, взаимосвязь с окружающим миром (надсистема).
В этот блок входит и классификационная группа объекта.
5 этап – объект рассматривается в прошлом (левая часть системного оператора).
Особое значение придается этапам ретроспективного анализа: кому или чему древний человек «позавидовал», в результате чего возникла у него идея создания данного объекта? Как шло усовершенствование объекта?
6 этап – у объекта, выполняющего функцию в прошлом, разобрать подсистему (составляющие) и надсистему (место обитания или функционирование).
Данный этап можно пропустить, если в нем нет особой необходимости.
7 этап – прогноз (вопрос о будущем), представление объекта в будущем (правая часть системного оператора).
Прогнозирование развития системы в будущем может быть представлена в трех уровнях
1-й уровень.
К имеющемуся объекту необходимо предъявить претензию по определенному свойству или значению свойства. Далее формируется противоречие, исходя из противоположных требований надсистем.
О ------ Ф.
С детьми проводится игра «Хорошо - плохо».
Противоречие разрешается с помощью приемов разрешения физического противоречия (в среднем и старшем дошкольном возрасте – приглашение волшебников ТПФ). Прогнозная задача решается через противоречие. Для вывода детей на первый уровень прогноза, детям задаются вопросы: - Что плохого в данном объекте? Как сделать так, чтобы в будущем данного отрицательного свойства не было?
2 уровень.
Представление надсистемы будущего с имеющейся надсистемой объекта. Обозначить, что объекта нет, а функция его должна быть выполнена.
Ø à Ф
Прогнозная задача решается на уровне представлении идеального конечного результата. Вопрос: - как в будущем будет выполняться функция, если не будет самого объекта?
3 уровень.
Определяется тем, что данного объекта нет, но и нет необходимости выполнения функции.
Ø à …
Вопрос: - как в будущем может стать возможным то, что не будет объекта, но и необходимости в данной функции не будет?
После проведенной нами исследовательской работы, по обучению детей умению решать прогнозные задачи, был сделан вывод, что методика созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач и адаптированных методов развития воображения, дает стабильные результаты по формированию творческого мышления ребенка. Система работы, реализует потенциальные возможности дошкольника в плане развития у него диалектического мышления и формирует творческие способности.
Можно предположить, что данная система, реализованная в условиях детского дошкольного учреждения, может полноценно влиять на развитие качеств творческой личности в будущем.
Приложение 1.
Игры - задания на выделение функций объекта.
1. «Что умеет делать?»
Дети стоят друг против друга. Один называет предмет, другой его функцию и т.д. Проигрывает тот, кто не смог ответить. Рядом стоящий ребенок, передвигается на его место.
2. «Передай соседу слово».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.