Долгова Н.В.
педагог-психолог 1 квалификационной категории
МДОУ №81, г.Н.Новгород
Диагностика исследования результатов эксперимента.
Опыт и проблемы.
Психологическим сопровождением МДОУ №81, работающего в эксперименте, занимаюсь третий год. Свою работу в экспериментальном режиме начала с обучения на курсах по технологии ТРИЗ. Даже пройдя курсы, было не все понятно в этой технологии. Но затем, побывав на семинарах - практикумах у Т.А. Сидорчук и стажировках, конференциях в Ульяновске, Миассе и Челябинске, ознакомившись с опытом других МДОУ, многое стало более понятным. «Тризовское» образование важно - без понимания сущности данной технологии работа не принесет конкретного эффекта.
Одним из важнейших этапов работы педагога-психолога – диагностическое направление, который делится на две части: 1- с педагогами , 2- с детьми
Но более подробно хотела бы остановиться на диагностике детей, участвующих в эксперименте.
В нашем МДОУ два раза в год с детьми: в сентябре и апреле (мае) проводятся исследования:
- познавательной сферы (психические процессы),
- социально-эмоциональной сферы,
- диагностики экспериментальной работы.
Следует отметить, что все педагоги-психологи детских садов Автозаводского района, участвующих в экспериментальной работе работают по одному пакету методик и диагностик:
- «Дорисуй фигуры» О.М.Дьяченко, А.И.Кирилова
-«Необычное дерево» Н.Е.Вераксы
- «Освоение модели «Объект – имя признака – значение имени» Ефимова Т.А.
-«Определение уровня способности детей 6-7 лет к работе с проблемными ситуациями» - Н.В.Хижняк, Н.М.Журавлевой под руководством Т.А.Сидорчук.
- «Рисунок семьи» Э.Тейлор
Для определения творческого потенциала и планирования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста были выбраны диагностики: Н.Е.Веракса «Необычное дерево» (диалектическое мышление) и О.М.Дьяченко «Дорисуй фигуры» (невербальное воображение).
- «Дорисуй фигуры» О.М.Дьяченко, А.И.Кирилова – с помощью данной диагностики мы определяем уровень развития (сложности) воображения детей старшего дошкольного возраста.
При планировании развивающих занятий с детьми воображению раньше не уделялось достаточно времени. Действительно, на начало 2008-2009 учебного года дети старшей группы использовали для дорисовывания фигуру как основную часть своего рисунка. Фигура выступала как геометрическая форма наиболее известного объекта, который он лишь достраивал в своем воображении, не перенося его детали в графический вид (треугольник-морковь, пирамидка, крыша дома; круг - солнце, мяч). При таком решении поставленной задачи дети имели ограниченные возможности в построении образов воображения, т.к. существует ограниченное количество предметов, которым может соответствовать данные геометрические фигуры.
Но теперь на занятиях особое место уделяется включению воображения в решение познавательных задач. С помощью данной диагностики за 2 года работы в эксперименте можно отметить серьезные изменения в развитии творческого воображения у детей –оно выросло на 23%.
Работая по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, эти же дети, но уже подготовительной группы, предложенную геометрическую фигуру дорисовывают качественно новым способом и она носит сложный сюжет. Геометрическая форма включается детьми «как деталь» в самые необычные объекты, что обеспечивает большую оригинальность образов воображения (круг – часть глаза - «зрачок», треугольник – часть головы птицы – «клюв», квадрат – орнамент занавески).
-«Необычное дерево» Н.Е.Вераксы – исследование мыслительных операций диалектического характера (1 раз в год - в январе).
По результатам исследований за 2 года по данной диагностике мы увидели положительную динамику у детей подготовительных групп: на 25% выросла оригинальность, необычность рисунков. При решении творческих задач с противоречиями, дети стали отображать в своих рисунках объекты, наделенные различными новыми функциями, например: «Дерево-телефон», «Дерево – корабль», «Ледяное дерево», «Дерево-змея».
Важно: Чем дольше мы работаем по технологии ТРИЗ, тем сильнее развивается диалектическое мышление у детей, развивается речь, развивается умение видеть «необычное» в «обычном».
- «Освоение модели «Объект – имя признака – значение имени признака» Ефимовой Т.А. – позволяет ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда признаков и их значений у любого объекта окружающего мира. Данная диагностика проходит во всех группах, включая первую младшую группу. Перед началом диагностики мы провели консультацию с воспитателями всех групп, где рассказали
- о цели данной диагностики,
- о процедуре проведения диагностики
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.