Диагностика исследования результатов эксперимента. Опыт и проблемы, страница 2

Затруднения в диагностике всегда вызывает первая младшая группа, т.к. дети (в возрасте 2-3 года) многие плохо говорят, также у многих период адаптации проходит трудно, и дети воспринимают только воспитателя. Для получения объективных результатов на первой младшей группе диагностика проводилась совместно с воспитателем. Воспитатель непосредственно сам проводил диагностику, а педагог-психолог за спиной ребенка фиксировал ответы в протоколе.

Также следует отметить, что дети в возрасте 2-3 -х лет, даже плохоговорящие, после освоения предложенной модели, понимают имя признака и его значение, поэтому следует знакомить с данного возраста как минимум с 10 именами признаков.

Все дети, не зная еще всех имен признаков, в начале экспериментальной работы самостоятельно, опираясь на свой опыт, описывали объект по 2-5 признакам. У детей старшего дошкольного возраста понимание и принятие имен признаков от 11 до 17- на высоком уровне, но за полгода самостоятельно научились применять лишь 6-8 имен признаков. Во всех группах самостоятельное использование имен признаков и значений являлось недостаточным. Была выявлена трудность при описывании объектов, используя небольшое количество признаков у всех групп, но анализируя работу воспитателей и детей с первой младшей группы и сейчас средней, прошедшие все этапы по усвоению модели «О- ИП-ЗИП» дети легко описывают любой объект используя почти все имена признаков.

По результатам диагностики по усвоению детьми модели «Объект-имя признака – Значение имени признака» педагогам остальных групп и родителям были даны рекомендации по активизации самостоятельного применения признаков детьми при описании объектов (с помощью дополнительных игр и упражнений по развитию речи без применения графического обозначения признаков).

Хотелось бы отметить и тот факт, что в первый год для диагностики мною была выбрана для всех групп одна игрушка «Солнышко», которая была показана педагогам пред началом диагностики.

На следующий год для каждой возрастной группы были выбраны разные игрушки:  для более объективных результатов,

чтобы не было повторений у детей.

-«Определение уровня способности детей 6-7 лет к работе с проблемными ситуациями» - Н.В.Хижняк, Н.М.Журавлевой под руководством Т.А.Сидорчук. (только подготовительная группа)

В начале экспериментальной работы была  выявлена неготовность детей к самостоятельному решению проблемных задач, дети почти всегда при решении проблем обращались за помощью к взрослым.

Решение проблемных ситуаций в течение прошлого года как реальных, так и сказочных (оба педагога подготовительной группы работали с этими темами) перенесло детей подготовительной группы на более высокий  уровень в развитии самостоятельности. Дети научились в любой ситуации принимать адекватное решение с наименьшими затратами и без помощи взрослого в короткое время (ИКР). Дети с удовольствием принимают и решают любую ситуацию с использованием алгоритма решения проблем.

Из этого следует сделать вывод, что количество решенных проблемных ситуаций - перешло в качество их решения: на первом году экспериментальной работы на высоком уровне было 22%детей, а уже на втором году работы – 40% детей.

Но качество работы с проблемными ситуациями мы сможем увидеть у второй младшей группы, когда они станут подготовительной группой, т.к. сейчас (вы видели занятие) они уже решают проблемные ситуации с воспитателем.

- «Рисунок семьи» Э.Тейлор – как вспомогательная проективная методика для  старшего дошкольного возраста. С помощью неё, как и другие проективные методики, мы определяем проявления поведенческих расстройств, таких как тревожность, неуверенность, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, что помогает нам в работе с детьми при планировании развивающих занятий по технологии ТРИЗ.

1.Внедряя технологию ТРИЗ, общий уровень интеллектуального развития при подготовке детей к школе вырос за 2 года работы в экспериментальном режиме на 33%.

(1 год-10%, 2 год—23%).

2.Повышение уровня развития таких психических процессов как воображение и мышление у детей при целенаправленной, систематической работе педагогов, свидетельствует о развитии творческих, оригинальных в своей деятельности, умеющих сопротивляться стандартным решениям, личностей.

3. Работать в команде единомышленников всегда легко и приятно. Поэтому педагоги-психологи должны не только диагностировать детей, но и помогать воспитателям, включая элементы ТРИЗ-технологии в свои развивающие занятия.

Таким образом, системное использование ТРИЗ-технологии является эффективным инструментом развития дошкольника, обеспечивающим подготовку ребенка к школе, но чтобы доказать его эффективность необходимо комплексное психологическое исследование.