Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней
«____» __________________ 2007
Протокол № __________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
III курса
по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Симптоматология и диагностика анемий, гемобластозов,
геморрагических диатезов.
Время: 3 часа
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
1.1. Цель занятия.
Научиться методике обследования больных с заболеваниями системы крови и диагностической тактике при анемическом, геморрагическом синдромах и синдроме гемобластозов.
1.2. Мотивация для усвоения темы.
Заболевания системы крови – обширная и своеобразная по симптоматологии и особенностям группа патологических состояний. В настоящее время распространенность гематологических болезней повсеместно имеет тенденцию к увеличению. В этой связи возрастает необходимость детального изучения проявлений указанных заболеваний и методов их диагностики.
1.3. Требования к исходному уровню знаний.
Студент должен знать.
1. Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.
2. Клинические признаки анемического синдрома.
3. Основные причины развития железодефицитной анемии.
4. Клинические признаки сидеропенического синдрома.
5. Особенности гемограммы при железодефицитной анемии.
6. Причины развития мегалобластных анемий.
7. Патогенез витамин-В-12 и фолиеводефицитных анемий, клинику, диагностику.
8. Нормальные показатели миелограммы. Миелограмму при железодефицитной, витамин-В-12 и фолиеводефицитных анемиях.
9. Определение гемобластоза, лейкоза, гематосаркомы.
10. Клинические синдромы острого лейкоза. Особенности гемограммы и миелограммы при остром лейкозе.
11. Определение, клиническую картину, особенности гемограммы и миелограммы при хронических лейкозах
12. Гемостазиограмму, показатели, характеризующие каждую из фаз свертывания крови.
13. Типы кровоточивости.
14. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики различных типов кровоточивости.
Студент должен уметь.
1. Провести расспрос и общий осмотр больных с заболеваниями системы крови.
2. Провести пальпацию лимфатических узлов, печени, селезенки.
3. Определять размеры печени и селезенки методом перкуссии.
4. Интерпретировать гемограммы и миелограммы больных с анемическим, геморрагическим синдромами и синдромом гемобластозов.
5. Интерпретировать коагулограмму.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Система крови: определение, структурные компоненты.
2. Схема кроветворения.
3. Роль железа в организме.
4. Роль витамин-В12 и фолиевой кислоты в организме.
5. Роль ионизирующего излучения в патогенезе заболеваний системы крови.
6. Система гемостаза. Схема свертывания крови.
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Определение понятия “анемия”.
2. Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.
3. Классификация анемий (по патогенезу, уровню гемоглобина, цветовому показателю, размеру эритроцитов).
4. Клинические признаки анемического синдрома.
5. Определение, причины, клиника и лабораторная диагностика острой постгеморрагической анемии.
6. Что такое железодефицитная анемия и основные причины ее развития?
7. Клиническая картина сидеропенического синдрома.
8. Особенности гемограммы при железодефицитных анемиях.
9. Что является причинами развития мегалобластных анемий?
10.Этиологические факторы витамин - В-12 фолиеводефицитных анемий.
11.Патогенез витамин - В-12 фолиеводефицитных анемий, клиника и диагностика.
12.Миелограмма, нормальные показатели. Миелограмма при железодефицитной, В-12 фолиеводефицитной анемиях.
13.Что такое гемобластоз, лейкоз, гематосаркома? Этиологические факторы.
14.Клинические синдромы острого лейкоза.
15.Особенности гемограммы и миелограммы при остром лейкозе.
16.Определение, клиническая картина, гемограмма и миелограмма при хроническом миелолейкозе.
17.Определение, клиническая картина, гемограмма и миелограмма при хроническом лимфолейкозе.
18.Дайте определение понятию “геморрагический синдром” и “гемостазиопатия”.
19.Что такое гемостазиограмма? Какие показатели характеризуют каждую из фаз свертывания крови?
20. Какие типы кровоточивости вы знаете? Для каких болезней они характерны?
21. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики петехиально-пятнистого (микроциркуляторного) типа кровоточивости.
22. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики макроциркуляторного (гематомного) типа кровоточивости (диагностика коагулопатий).
23. Основные клинические признаки и лабораторные методы диагностики ангиоматозного типа кровоточивости (наследственных вазопатий).
24. Основные клинические признаки и лабораторная диагностика васкулитно-пурпурного типа кровоточивости (приобретенных вазопатий).
4. Практическая часть занятия.
1. Расспрос и осмотр больных заболеваниями системы крови.
2. Перкуссия и пальпация печени и селезенки, пальпация лимфотических узлов.
3. Физикальное обследование больных анемиями, гемобластозами, геморрагическими гемостазиопатиями.
4. Трактовка данных общего анализа крови и миелограммы при анемиях и лейкозах.
5. Трактовка копрограмм.
5. Ход занятия.
В ходе занятия проводится отработка практических навыков (см. п. 4) и обсуждаются теоретические вопросы по теме занятия.
1. Определение понятия “анемия”.
Анемия – это патологическое состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов, что приводит к развитию кислородного голодания тканей
2.Нормальные уровни гемоглобина, эритроцитов, ретикулоцитов и железа в крови.
Нормальные показатели:
- гемоглобина у мужчин 130-160 г/л, у женщин 120-150 г/л;
- эритроцитов у мужчин 4.0-5.5 х 10 12/л; у женщин 3.7-4.7 х 10 12/л;
- ретикулоцитов 0.2-1.2 % (2-12%);
- железа у мужчин 8.8-28.6 ммоль/л, у женщин 7.2-26.8 ммоль/л.
3. Классификация анемий по патогенезу, уровню гемоглобина, цветовому показателю, размеру эритроцитов.
По патогенезу различают следующие группы анемий
1. Анемии вследствие кровопотерь - постгеморрагические анемии:
1.1 острые;
1.2 хронические.
2. Анемии вследствие нарушенного образования эритроцитов и гемоглобина:
2.1 железодефицитные;
2.2 витамин В12 – дефицитные;
2.3 фолиеводефицитные;
2.4 гипо – и апластические (костномозговая недостаточность);
2.5 метапластические (гемобластозы, метастазы рака в костный мозг);
2.6 дисэритропоэтические – нефрогенные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.