МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра общей гигиены и экологии
В. Н. Бортновский, И. М. Терещенко, А. В. Золотарева, Л. П. Мамчиц
С Б О Р Н И К
ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ
Учебное пособие
Утверждено научно-методическим советом института в качестве
учебного пособия ______________, протокол
ГОМЕЛЬ 2002
Составители: В. Н. Бортновский, А.В. Золотарева, И. М. Терещенко,
Л. П. Мамчиц.
Сборник задач к практическим занятиям по общей гигиене и экологии
Учебное пособие / В.Н. Бортновский, А.В. Золотарева, И.М. Терещенко,
Л.П. Мамчиц. – Гомель: ГоГМИ, 2002.
Рецензенты:
Заведующий кафедрой общественного
здоровья и здравоохранения, д.м.н. Т.М. Шаршакова
Учебное пособие предназначено для студентов 2-3 курсов медицинского института.
Данное учебное пособие может быть использовано не только на практических занятиях, но и при отработке пропущенных занятий и при проведении экзаменов по эпидемиологии.
Использование таких задач позволяет быстро проверить как теоретическую подготовку студента, так и его умение ориентироваться в конкретной обстановке.
В предлагаемом сборнике составлены задачи практически по всем разделам общей гигиены и экологии.
Коллектив авторов, 2002
Гомельский государственный медицинский институт, 2002
Содержание
1. Предисловие…………………………………………………….. стр. 4.
2. Раздел 1. Гигиена лечебно-профилактических учреждений …стр. 5-10.
3. Раздел 2. Гигиена питания………………………………………стр. 10-19.
4. Раздел 3. Гигиена труда…………………………………………стр. 20-27.
5. Раздел 4. Гигиена детей и подростков…………………………стр. 27-35.
6. Раздел 5. Военная гигиена………………………………………стр. 35-44.
7. Раздел 6. Экология ……………………………………………..стр. 45-51
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одной из форм активного усвоения прикладных аспектов общей гигиены является решение ситуационных задач и упражнений. Расширение этой формы обучения позволяет частично разрешить противоречие между необходимостью усиления практической направленности обучения и ограниченной возможностью натурного моделирования даже типовых ситуаций, встречающихся во врачебной практике.
Решение ситуационных задач позволяет интенсифицировать самостоятельную подготовку студентов и эффективнее управлять ею, особенно в часы внеаудиторной работы. Кроме того, использование ситуационных задач в учебном процессе закрепляет навыки применения теории гигиены в решении конкретных вопросов санитарной практики и тем самым активно формирует гигиеническое мышление.
Предлагаемый студентам сборник ситуационных задач и упражнений по общей гигиене и экологии предполагает глубокое знание соответствующих правовых нормативно-технических и других официальных документов, что существенно индивидуализирует обучение с учетом уровня общей подготовки и успеваемости обучаемых.
Заведующий кафедрой общей гигиены
и экологии, доцент В.Н. Бортновский
Раздел 1. Гигиена лечебно-профилактических учреждений
Тема. Гигиенические требования к планировке ЛПУ
Профилактика внутрибольничных инфекций
При санитарно-гигиеническом обследовании городской больницы общего типа на 600 коек выявлено:
площадь земельного участка, отведенного под больницу - 5 га,
плотность застройки участка - 12%,
площадь зеленых насаждений - 42%,
хозяйственный двор, дорожки, проезды - 46%,
по периметру участка полоса зеленых насаждений шириной 5 м,
площадь больничного сада на 1 койку - 18м2,
главный корпус удален от магистральной улицы на 20 м,
конфигурация земельного участка с соотношением сторон 2 : 1,5,
количество въездов на территорию - 2,
расстояние между лечебными корпусами по фронту - 25 м,
расстояние между лечебными корпусами и хозяйственными застройками, патологоанатомическим корпусом - 30 м,
шум на территории больницы - 55 дБА.
Проведите гигиеническую оценку генерального плана больничного участка, перечислите выявленные недостатки его планировки.
В населенном пункте запроектировано строительство больницы на 50 коек. При санитарно-гигиенической оценке проекта хирургического отделения установлено следующее:
Отделение состоит из 2 секций по 30 коек. Палатное отделение включает 4 палаты по 4 койки (6,5м2 на 1 койку), 2 палаты по 3 койки (7м2 на 1 койку), 3 палаты по 2 койки (площадью 14м2), 1 палату со шлюзом на 1 койку площадью 10м2 и 1 палату без шлюза площадью 8м2.
Отопление водяное от городской теплоцентрали, обеспечивающее расчетную температуру воздуха в палатах 200, в послеоперационных палатах - 220, операционных - 220. В операционной нагревательные приборы заделаны в подоконные блоки.
Вентиляция проектируется в операционной механическая с обеспечением кратности воздухообмена +6,-5, в остальных помещениях - вытяжная с естественным побуждением.
Световой коэффициент в палатах - 1:5-1:6, в операционной естественное освещение не проектируется. Искусственное освещение будет выполнено системой общего освещения светильниками "Люцетта" из расчета уровня освещенности в палатах 30лк, кабинете врачей - 100 лк. В операционной общее освещение будет выполнено светильниками ШОД-2 с уровнем освещенности 300 лк, а местное - бестеневыми лампами с уровнем освещенности 1200 лк.
Дайте заключение на основании проведенного обследования проекта.
В детской больнице участились случаи возникновения внутрибольничных острых респираторных заболеваний вирусной этиологии.
При санитарно-эпидемиологическом обследовании было установлено, что в больнице общие палаты на 6-8 коек (площадь на 1 койку 4,5 м2). Вентиляция естественная, приток воздуха осуществляется через фрамуги, имеются также приточные и вытяжные каналы с естественным побуждением. Поступление воздуха в палату - около 20 м3 в 1 час на 1 койку.
Ориентация 60% палат на Ю и В, 40% палат - на СВ и СЗ. В палатах с ориентацией на Ю и В умеренный инсоляционный режим, при ориентации на СВ и СЗ инсоляционный режим минимальный.
Анализ воздуха в палатах: содержание СО2 - 0,18%, количество микроорга-низмов - 5000 в 1 м 3 воздуха.
1. Дайте заключение о санитарно-гигиенических условиях пребывания больных в больнице.
2. Какие профилактические мероприятия в целях улучшения санитарно-эпидемиологического состояния должны быть проведены в больнице?
При обследовании санитарно-гигиенических условий пребывания больных в палате интенсивной терапии терапевтического отделения установлено следующее:
Палата площадью 26 м2 рассчитана на 3 койки, температура воздуха
- 220, относительная влажность его - 70%, скорость движения - 0,4 м/с.
Содержание СО2 - 0,15%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.